Пять игр на развитие памяти для самых маленьких
06 Июн 2011, Автор: adminСамое главное,что нужно сделать родителям во всех играх на развитие памяти, мышления или внимания — сохранить легкую и увлекательную форму игры… а не превращать ее в занятие для развития познавательных процессов. Давайте играть с удовольствием!
Эта пятерка игр развивает зрительную и слуховую память, внимание и ориентацию. Играть в них можно с малышами с 2.5 лет… хотя можно попробовать и пораньше:)
«Что изменилось?»
Положите на стол несколько различных предметов, которые ребенок уже знает. Для совсем маленьких это 3-4 вещи, для более взрослых детей — можно увеличить до 7-9.
Просим ребенка внимательно посмотреть на предметы и запомнить их. Когда он отвернется — убираем один из предметов. Когда малыш повернется — спросим, чего не хватает. Можно добавить интриги — например, одну вещь убрать, а еще один предмет добавить. Или одну вещь заменить другой. Так что же изменилось?
Есть еще один, более сложный вариант этой игры. Можно не убирать предметы, а менять их местами. Просим ребенка показать, какой предмет находится не на своем месте. Если малыш легко справился с заданием, поменяем местами уже две вещи и т.д.
«Непривычный предмет»
Заранее вносим в комнату какой-либо новый предмет из другого помещения. Для 2.5-3-летнего ребенка он должен быть крупный, хорошо видный: кастрюля, стул из соседней комнаты или полотенце из ванной. Разместим его на видном месте. Спросим малыша, что появилось в комнате и откуда этот предмет. Если размеры предмета это позволяют — попросим отнести его на положенное место.
А уже со временем можно усложнить игру. Предметы будем использовать уже менее заметные и разместим в укромных местах. Это может стать традиционной утренней забавой для ребенка – проснувшись, найти «гостей» в своей комнате. Родителям только останется вечером или до пробуждения ребенка помочь этим пришельцам проникнуть в детскую.
«Забывчивый художник»
Забыл этот художник нарисовать одну важную деталь в своем рисунке. А рисовал он хорошо знакомый ребенку предмет. Человек на рисунке без носа… дом без окон… собака без хвоста. Остается только просить помощи у нашего малыша, чтобы понять, чего же не хватает на картинке. Пускай сам ребенок и нарисует недостающее. Со временем склероз у художника будет прогрессировать… он станет упускать в рисунке более мелкие детали, отсутствие которых труднее заметить.
Более взрослые дети могут выступать в этой игре в качестве художника, и уже задачей взрослого будет угадать: «А чего же не хватает?».
«Найди предмет»
В эту игру особенно хорошо играть на прогулке, но можно таким образом и скрасить время вынужденного ожидания: например, в очереди к врачу.
Задача – найти вокруг и назвать предметы какого-нибудь определенного цвета или формы. Например, круглые: колеса у машин, глаза у кошки, камешки на дороге…
Для более старших детей можно внести элемент соревновательности — договориться назвать определенное число таких предметов. Или произносить их по очереди. Выигрывает тот, кто назовет свой предмет последним.
«Что это?»
Выкладываем на стул различные предметы, которые будут издавать разные звуки, если о них постучать ложкой или карандашом. Например: кастрюля, стакан, пластмассовая игрушка, картонная коробка. Стучим о каждый предмет и, если ребенок маленький, называем его. Обстукиваем все вещи по очереди. Даем проделать то же самое и нашему ребенку – пускай стучит столько, сколько ему хочется и запоминает звук. В игре с малышом важно, чтобы он называл вещи, по которым стучит. Затем просим ребенка отвернуться и просим определить по слуху, обо что постукиваем.
Чтобы сохранить интерес для более старших детей — выбираем предметы с более близким друг другу звучанием: например, стеклянные или металлические.
Кстати, в похожую игру можно играть для развития осязания. Выкладываем на стол предметы различной формы. Например, фрукты и овощи: помидор, огурец, груша, виноградинка. Просим, чтобы малыш внимательно их рассмотрел, а потом с закрытыми глазами, на ощупь определил, что мы ему дали в руки. Интересно сочетать контрасты: тяжелые и легкие предметы, теплые и холодные, гладкие и шероховатые. Таким образом можно познакомить и научить ребенка различать особенности предметов: форму, вес, температуру, текстуру и т.д.
Предложите малышу вместе придумать название игры после того, как сыграете в первый раз. И очень хорошо, если ребенок займет в играх активную позицию и предложит поменяться ролями. Значит, ему нравится:)
А вам?
Кстати, вы знаете чем полезна пальчиковая гимнастика? И что с ее помощью можно не только развивать речь малыша, но и его память? Как именно? Ответ вот тут:)
И не забудьте заглянуть на страницу подписки на рассылку
Спасибо! А что ещё? Фантазии не хватает и Ваши наработки очень важны.
Леонид, спасибо за комментарий:) Обязательно подкину в ближайших статьях идей! Буду посвящать играм больше места на страницах блога
Моему сыну 2 г 8 мес еще такое не пробовали…. попробую обязательно…спасибо!!!