Игры на кухне или как приготовить обед играючи.
10 Апр 2011, Автор: adminБывает ли у вас так, что любимое чадо обуревает желание пообщаться с мамой именно в тот момент, когда вы собрались что-нибудь приготовить? Оно (то есть чадо) хватает на ходу за подол, само играть не хочет, игрушки и книжки с презрением отвергает…
У нас с сыном такое случается.
Как вы считаете, место ли ребенку на кухне?
На мой взгляд, если ответ положительный, то это позволяет убить сразу нескольких зайцев:
1. Не надо разрываться между кухней и ребенком. Он тут, под присмотром.
2. Можно заниматься одновременно хозяйством и развитием ребенка. Именно на кухне можно создать отличные условия для развития мелкой моторики и логики, координации движений и даже обучить счету и письму. Плюс – ознакомить с миром предметов.
3. Малыш с раннего возраста приобретает навыки самостоятельности и обучается готовить.
4. Учится помогать маме, сотрудничать. Потом этот ценный навык он сможет использовать в общении и со взрослыми, и с детьми.
5. Обучается технике безопасности. Ведь обычно блендеры, мясорубки, газовая плита и прочие опасности очень привлекают малышню. Если вы расскажете о их назначении и покажете ребенку, как осторожно с ними надо обращаться – он уже не будет использовать их для игры с риском для здоровья.
Конечно, кроме этих виртуально убитых ушастых животных, есть ряд минусов:
1. За юным поваром нужен глаз да глаз.
2. После совместного пребывания кухня потребует уборки. Но ее также можно провести вместе с малышом.
3. Как и всегда по началу, неумелый помощник больше мешает, чем помогает. Но нужно набраться терпения – и скоро он действительно станет помогать. С удовольствием и радостью. А этот результат точно стоит усилий. Когда я вижу, с каким гордым и довольным видом мой полуторагодовалый сын носит мусор в мусорку, то сердце радуется. Помо000щник…
Чем же занять ребенка на кухне? Вот те занятия, которые мы уже опробовали:
ЗОЛУШКА
Это для Золушки перебирать бобовые было тяжелой повинностью. А для малыша это может стать увлекательной игрой. Если высыпать разные виды бобовых или макаронных изделий в глубокую миску, то он может раскладывать их по сортам. Или просто в них ковыряться, пересыпать. Можно в миске с рисом искать горошины или фасолины, например. Эти занятия развивают и мышление, и моторику. А массаж пальчиков при перебирании и ощупывании разных предметов способствует развитию речи.
Внимание! Нужно постоянно контролировать малыша, чтобы он не запихнул ничего в нос и уши или не подавился.
РАЗЛОЖИ ПО МЕСТАМ
Аналогичное задание – разложить по мисочкам. Но на этот раз порезанные для приготовления овощи, которые ссыпаны в большую миску. Заодно узнаем, что картошка порезана кубиками, а морковка – кружочками. Поэтому потом можно будет овощи сортировать по форме. Да, возможно овощи потом придется перемыть еще раз.
ПЕРЕЛИВАЛКИ.
Обычно дети любят возиться с водой – переливать ее из одной емкости в другую. А это отличное средство для развития координации движений. Понадобятся пластиковые (или другие небьющиеся) сосуды и тряпка для ликвидации последствий. А еще можно малышу дать губку и показать, как можно ее мочить в одной емкости, а потом выжимать в другую. Это понравится ребенку постарше.
РАЗБИРАЕМ СУМКИ
Вернулись из магазина с покупками или приготовили продукты для приготовления? Совместно знакомимся с названиями, способами хранения и вкусами. Пробуем – каково на вкус: сладко, кисло или горько? Как лучше есть – сырым или вареным? Совместно моем при необходимости и определяем продукты на постоянное место жительства.
РИСУЕМ КАРТИНЫ.
И краски нам не понадобятся. Манкой или солью можно рисовать на цветном листе бумаги. Набрать в ладошку из емкости и высыпать на бумагу. В год ребенку будет интересен сам процесс высыпания, позже можно рисовать рожицы, солнышки и т.п. Если нанести контур клеящим карандашом – рисунок останется надолго. Так как мелкую крупу собрать не так просто – у меня сын сидит и творит в большом тазу:)
МАМИН ПОМОЩНИК
Сыну я уже доверяю важное и ответственное дело помощи по кухне. Прошу достать и принести мне посуду, которая нужна для приготовления. Узнаем заодно, что такое кастрюля, а что сковородка; что большое и маленькое; круглое и квадратное; стеклянное, железное, пластмассовое. Таким образом очень хорошо усваиваются названия предметов, размеры, материалы, цвета и формы. Пока приходится постоянно объяснять и направлять его действия, конечно. Самой было бы взять проще и быстрее. Но с ним веселее, интереснее и полезнее для его развития.
УЧИМСЯ СЧИТАТЬ И ПИСАТЬ
Сколько картофелин нужно для супа? А сколько яиц в омлет? Отсчитываем совместно. А если предварительно найти необходимую цифру в кулинарной книге или в записи, то ребенок не только освоит счет, но и выучит цифры. Также в кулинарной книге очень интересно выискивать знакомые буквы «А» и «О».
Ну а чуть позже можно будет уже пробовать и готовить вместе. Например, раскатать тесто или порезать тупым ножом вареные овощи. Можно будет экспериментировать – приготовить без соли и попробовать результат. Или заменить один продукт другим. Но, возможно, это уже будет после трех лет.
Внимание! Очень важно, чтобы ручки сковородок и кастрюль при готовке были повернуты к центру плиты. Важно также показать издалека брызги от горячей воды и масла и объяснить, что это горячо. Объясните, как ему избежать этих опасностей.
А как вы совмещаете заботу о ребенке и ведение хозяйства?
И если вы еще не подписались на рассылку – обязательно загляните вот сюда!
Хороший пост-)
Отличная статья! Мой сынишка вообще не любит без меня находится, а сейчас пошел в сад, времени на общение стало меньше, поэтому «добираем» его на кухне в том числе.
Вообще, хотелось бы Вас поблагодарить за отличный сайт. Все статьи написаны грамотно (сама являюсь психологом. поэтому знаю ) и в то же время доступно, многим родителям отличное подспорье. Только думаю, пора расширять возрастные границы – многие статьи полезны для родителей и более старших деток. Поэтому смело можно поднимать верхнюю возрастную границу.