Как научить ребенка читать.

14 Июл 2011, Автор: admin

При словах «обучение чтению» вы с ностальгией и умилением вспоминаете свой первый букварь? Или, возможно, свои мучения в попытках овладеть этой наукой?

А как вы учите или планируете учить читать вашего малыша?

Ведь, помимо старого доброго букваря существуют и иные способы, как научить ребенка читать.

Какие?

Предлагаю посмотреть, какие методы обучения чтению мы можем использовать .

1. ФОНЕМНЫЙ МЕТОД (единица чтения – буква)

Самый знакомый нам метод. Именно так учились читать мы. Сначала учили буквы – потом складывали их в слоги и слова…
Понятно, что большинство детей будут учиться читать именно таким образом. Давайте на него взглянем более внимательно.

Начнем с минусов этого метода.
1. Произносить отдельные буквы не физиологично для ребенка. Когда он начинает произносить первые звуки – он произносит слоги. И даже мы, взрослые, дали буквам более физиологично произносимые названия – КА, ЭР, ЭМ, да и нам легче сказать МЭ, а не М. Правда?

2. Выучить буквы – не так уж сложно для ребенка с нормальным психическим развитием. И в полтора -два года малыш уже может знать много букв, вызывая умиление и гордость родителей… если его учили, конечно. Сложность-то не в том, чтобы буквы выучить. Очень трудно эти отдельные М и А соединить в слоги. Ребенку объясняют, что М и А бегут навстречу друг другу и получается… получается… ох, как сложно. Почему?

Есть простое объяснение. Для того, чтобы у ребенка сформировался навык сливания двух букв в один звук, нужно чтобы сформировалась аналитико-синтетическая деятельность коры головного мозга. А чаще всего, в момент обучения чтению этого еще не произошло. Получается, что мы пытаемся научить ребенка, опираясь на недоразвитую функцию… это примерно также, как учить играть на пианино со сломанным пальцем… играй, детка! Чего же ты не хочешь? Это же так интересно!

3. Метод обучения традиционный… и по традиции ребенка стараются усадить и удержать за столом. Чего вообще нельзя делать с дошкольниками. Им надо двигаться в процессе обучения: бегать, скакать, ходить, махать руками… Именно в процессе всех этих махательно-бегательных действий в организм поступает большое количество кислорода, который добирается и до мозга и позволяет ему активно и продуктивно работать. Так что бурная двигательная активность малышни – инстинктивное стремление обогащать мозг кислородом и активно развиваться. А если взрослым все же удалось засадить и ограничить движение – всю свою энергию малыш будет тратить на то, чтобы себя за столом удержать: «Надо сидеть, сидеть, а то мама будет ругаться…»

Таким образом, этот метод обучения чтению может применяться к детям после 6,5-7 лет. Именно в этом возрасте они в состоянии более продуктивно в него включиться. Хотя все равно, он останется при этом не природосообразным и придется уделять внимание профилактике ухудшения зрения и осанки.

Ну и плюсы у этого метода тоже есть.
1. В обучении любому навыку есть две половинки. В первой – происходит освоение технической составляющей. Во второй – совершенствование навыка.

При обучении чтению в первой половинке происходит запоминание букв, способов их слияния, соединение слогов в слова. Во второй – акцент перемещается на понимание смысла прочитанного, анализ текста…
Вот именно на этом втором этапе фонемный метод очень своевременнен и незаменим.

Но если вы обучаете ребенка чтению именно этим методом – есть ОЧЕНЬ ВАЖНОЕ ПРАВИЛО, о котором неустанно твердят педагоги и логопеды. Когда вы учите ребенка буквам – называйте ЗВУК, а не название буквы: не БЭ, а Б (коротко). Иначе ребенко начнет соединять Б и А как БЭА… и вышеупомянутые измученные переучиванием педагоги и логопеды потрятят много времени и сил (своих и подопечного) на очередное переучивание. А оно так сложно дается.

А кроме этого, во многих развивающих методиках (например, у Монтесори) есть очень интересные упражения и игры в рамках фонемного подхода. Обязательно про них напишу отдельно.

2. СКЛАДОВОЙ МЕТОД (единица чтения – склад, то есть сочетание согласной и гласной).

«Кубики Зайцева» – самая известная методика, обучающая чтению по складам. Хотя задолго до него Толстой ратовал именно за этот метод обучения чтению… да и даже до Толстого в России обучали именно складами… только склад состаляли 3 буквы.

Кроме Зацева можно упомянуть и «Ребус-метод» Льва Штенберга, учебные пособия супругов Битно. А вот буквать Бахтиной по этому методу рядом специалистов активно критикуется за отсутсвие системы.

Про «Кубики Зайцева» я обязательно буду писать подробно. Сейчас опишу методику лишь в общих чертах.

Три отличительные черты есть у системы:
- минимальная единица чтения – склад
- звуко-буквенный анализ в обучении отсутствует. То есть нельзя использовать пособия из традиционного метода: разрезную азбуку, магнитики-алфавит и т.п.  Вычленение и называние отдельных букв появляется только на самом этапе уверенного овладения чтением, а также в момент подготовки в школу.
- организация процесса обучения инновационная: все процедуры – только игровые, и в них  заложено активное движение детей.

Минусы:
1. Методика кажется неподготовленному родителю очень сложной. Громыхающие кубики разных цветов и размеров , громадные таблицы, карточки… и что со всем этим делать… как разобраться…Методичка написана не сильно понятно… И плохо разобравшаяся в методике мама делает несколько неудачных и неуверенных попыток позаниматься с ребенком – и забрасывает кубики на антресоль. Да еще и выбор материалов громаден – сориентироваться сложно. Хотя на самом деле для успешного обучения достаточно приобрести всего лишь один пункт из всего моря пособий – комплект кубиков с таблицами. А сама методика простая и очень игровая. И для успешного обучение нужно жестко соблюдать лишь несколько правил.

2. Методика резко снижает свою эффективность при индивидуальном занятии с ребенком. Она изначально расчитана на использование с группой детей. Поэтому для занятий нужны братья-сестры или друзья-приятели:)

3. Завышенные ожидания от методики. Почитав рекламные тексты можно поверить, что двухлетний ребенок научится читать уже через месяц. А на самом деле – на каждом возрастном этапе нужно правильно ставить задачи применения методики. И, например, до 3,5 лет – это будет развитие речи… а уж обучение чтению – будет выступать в качестве сильно второстепенной задачи… этакого суперприза:)

4. Если на заключительном этапе не включить звуко-буквенный анализ и не перевести все понятия на «язык школы»-  у ребенка могут возникнуть трудности в школе. Например, ему будет трудно расчленить склад на составляющие его буквы.

Плюсы:

1. Методика природосообразная и здоровье сберегающая. К первому относится то, что говорить складами физиологично и естественно для человека. Ко второму – то, что она выступает в качестве  средства профилактики нарушения зрения и осанки.

2. Задействует все зоны головного мозга за счет включения разных каналов восприятия: зрительного, тактильного, слухового…. Часто методика помогает скорректировать достаточно тяжелые поверждения центральной нервной системы, задержки психического развития. Происходит это за счет соблюдения главного принципа коррекции –  не опираться на «сломанную» функцию, а идти «в обход», используя здоровые. А уж они, развиваясь, начинают «подтягивать» поврежденнную .

3. В методике заложено активное движение детей. Они обучаются «на бегу», «на ходу» и » на скаку». Мы уже говорили, насколько это важно.

4. Это самый быстрый способ обучения чтению из всех существующих.

3. ГЛОБАЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ (единица чтения – целое слово)

Самый известный «методист» – это Доман, а в нашей стране – Маниченко, его последователь (автор «Читаем с пеленок»).

Но и до них в 30-е годы в нашей стране этот метод был разработан и активно взят на вооружение в сурдопедагогике (воспитании и обучении детей с нарушениями слуха).

Принцип обучения строится на том, что ребенку показывают карточки со словами с самого раннего возраста и он запоминает, по сути, графический рисунок и его значение.

Кстати, я была очень удивлена, что некоторое подобие этого метода используется и здесь, в Египте при обучении арабскому. В первый год обучения дети запоминают слова зрительно, и лишь на втором – начинают разбирать их на буквы.

Подробно минусы и плюсы метода (а также конкретное его описание) – в статье про методику интелектуального развития по Доману.

Но, в общих чертах они таковы…
Минусы:
1. Ребенок абсолютно пассивен – ему показывают карточку в течение секунды, затем – следующую. Без ожидания его обратной реакции, без проверки усвоенного, без любопытства насколько ему это интересно… Похоже на загружение информации в компьютер.

2. Очень трудоемкая методика.

3. Для усвоения всей полученной информации мозг должен быть абсолютно «чистым», без каких-либо нарушений или особенностей. А по статистике до 80% детей имеют отклонения в психофизиологическом развитии. Очень маленький процент детей обучается по этой методике самостоятельно – ведь малыш должен интуитивно догадаться о принципе чтения. Также, похоже, что у мозга есть предел в восприятии графической информации. И в возрасте двух лет множество детей отказывается работать по этой методике.

4. Также последующие исследования показали, что использовать красные буквы (именно так нужно делать по Доману) очень непродуктивно. Гораздо лучше использовать любой другой менее яркий цвет (синий, зеленый…)

5. Методика изначально создана для английского языка.  В нем слова почти не изменяются, не имеют падежей и родов. У них «home» так и будет «home» во всех контекстах. А у нас – «дом, «домик», «домище», «домику», «домика» и т.д. Вот и попробуй все это отразить в карточках.

К плюсам можно отнести то, что
1. В случае эффективного усвоения – ребенок не только рано обучается читать, но и обладает энциклопедическими знаниями.

2. Обучение слову, как единице чтения – более физиологично, чем отдельными буквами.

3. Можно использовать вместо трудоемких карточек презентации в PowerPoint – их достаточно много на просторах интернета.

Вот такой кратенький обзор. Еще обязательно вернусь к этой теме в рамках изучения методик раннего развития. Надеюсь, вам было интересно?

Всю эту информацию и еще больше подробностей о том, как увлекательно и легко можно обучить вашего малыша чтению и справиться с логопедическими нарушениями вы можете узнать из пособий и семинаров Натальи Пятибратовой вот тут. Загляните, там много интересного!

И подпишитесь на рассылку, чтобы быть в курсе новостей.

Это может пригодиться:


Алфавит русский (касса букв) (D-164)

Алфавит русский (касса букв)

Классическая касса букв русского алфавита, выполненная из высококачественной фанеры.

Букварь для малышей от двух до пяти

Букварь для малышей от двух до пяти

Трехлетний ребенок с удовольствием читает книжки, отодвинув в сторону куклы, машинки и кубики? Эта книга – результат 15-летней работы автора

с детьми от двух до семи лет в ее «Школе гениев»


Учимся читать по складам (кубики Зайцева)

Учимся читать по складам (кубики Зайцева)

Пособием можно пользоваться при обучении чтению по кубикам Зайцева, а можно заниматься по нему самостоятельно. Книга предназначена для рассматривания, чтения, игр с детьми 2-3 лет и старше.

Как научить своего малыша читать

Как научить своего малыша читать

Глен Доман написал выдающуюся работу, которая исследует, почему дети, начиная с рождения до возраста шести лет, учатся лучше и быстрее, чем дети постарше, и сопроводил ее практическими пособиями.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями
Давайте общаться!

Другие статьи по этой теме

OZON.ru

Отзывов (6) на «Как научить ребенка читать.»

  1. Елена:

    Доброй ночи! Понравилась Ваша статья, а особенно сайт, сама обучалась у Зайцева, вспомнила некоторые моменты. Еще можете порекомендовать родителям электронный букварь(плакат), я открыла для себя, увидев у друзей.
    С уважением Елена)

  2. admin:

    Елена, здравствуйте!
    Рада, что сайт вам понравился) Мне это очень важно слышать!
    Вы использовали кубики Зайцева для обучения ваших детей?
    А букварь вы уже сами порекомендовали) Думаю, многие им теперь поинтересуются.

  3. Да, сайтик очееееень интересный!!!

  4. наталья:

    Статья очень понравилась. В ней много полезной информации. Я при обучении своих детей чтению пользовалась методикой Н. Протасовой. uchimsy-chitat.ru. Мой старший ребёнок уже читает, ему 4 года. При обучении чтению второго будем также использовать эту методику, плюс то, что узнали в вашей статье. Замечательный сайт очень много интересного. Постоянно его читаю.

  5. ольга:

    Я бывший учитель нач.классов.Сейчас готовлю детей к школе частным образом.Главное,я считаю,идти от ребенка.Какая методика тут сработает-не угадаешь.У всех по разному.В основном подходит микс(прошу прощение за иностранное слово).Ребенка нужно чувствовать и соответственно использовать элементы разных программ.Я была противницей раннего обучения детей чтению,но когда не напрягаясь у меня зачитала 2,5ГОДА МАЛЫШКА, я пересмотрела свои устои.Но я повторяю,нельзя всех грести под одну программу или возраст-идите от ребенка,а не он от вас.Все дети РАЗНЫЕ.

  6. Эля:

    Эта тема очень важна и интересна для многих мам Для меня она тоже была актуальна когда учила читать своего старшего сына. Долга с ним мучилась. Сколько методик не пробовала все никак. Потом, на беби.ру, случайно наткнулась на статью о том как одна мама учит читать соего ребенка http://www.baby.ru/community/view/44180/forum/post/4955065/ . После того, как я попробовала этот метод с сыном у него все стало получаться! Я когда пробовала, даже не надеялась, а все получилось. Так что девочки, у кого есть необходимость, могу посоветовать!

Ваш отзыв