Пальчиковые истории или пальчиковые игры для детей постарше (видео)

12 Окт 2011, Автор: admin

А вы умеете рассказывать истории пальцами?

Может, ваш ребенок умеет? Они ведь частенько могут делать то, чему мы так и не научились или уже забыли, как это делается;)

Спрашиваете, зачем вам и вашему ребенку это нужно?

А как же развитие речи и мелкой моторики? А веселое времяпровождение в скучной очереди,  автомобильной пробке, или (эх, и такое случается) в постельном режиме во время болезни?

И вообще о массе полезностей этого занятия можно почитать вот тут.

Не осталось сомнений? Присоединяетесь к обществу «пальчиковых сказителей»?

Тогда, поехали!

И сегодня у нас на повестке дня новые игры и примеры пальчиковых сказок.

Как и обещала в предыдущей статье еще добавлю пальчиковых игр. Сначала я очень сомневалась, предлагать вам их или нет… все они такие на первый взгляд не сильно захватывающе интересные.

А потом подумала… подумала… и поняла, что была не права в своем желании полениться и не описывать эти пальчиковые игры:

Во-первых, наш взрослый взгляд легко может ошибиться. Не будем решать за ребенка;) Я вот тоже думала, что игры для пальцев условно статические (о которых я и писала в той самой предыдущей статье) скучноваты и будут неинтересны сыну. А попробовали – и они стали явными фаворитами. Ребенок, даже засыпая вечером, вдруг открывает глаза и показывает мне «Кошку» и мяукает…или «Зайчика»… маньяк, чесно слово:) Да и во время высокотемпературной и слабосильной части недавней его болезни мы в основном книжки читали и в эти пальчиковые игры играли.

Во-вторых, мне кажется, благодаря такому большому набору игр из всех предыдущих статей, мы получаем готовый к использованию инструмент к показыванию всего, чего только захочется. Домик? Да пожалуйста! Улитку? Вот она! Мост над рекой? Да без проблем! И тогда можно «оживить» пальчиками любую сказку, картинку или продублировать объекты окружающего мира. И опять же, весело и полезно.

А еще этот обширный набор, как мне кажется,  поможет нам придумать свои собственные пальчиковые обозначения ко всему остальному, еще пока не охваченному методистами. Это, в-третьих.

А в-четвертых, сегодняшние игры все чудесно подходят для того, чтобы с их помощью рассказывать чудесные пальчиковые истории и сказки. Пускай, герои сегодняшних игр вряд ли будут играть там главную роль. Но ведь кто-то должен говорить: «Кушать подано»? А потом, может, главным героем вашей сказки будет стул… детский маленький стульчик, пустившийся в дальние путешествия… кто знает?

Но про истории – чуть попозже. А то сегодня меня охватил неодолимый приступ графомании… и я способна разлиться мыслию по древу…

Давайте знакомиться с играми. Их описание, как обычно, вы найдете в видео в конце статьи.

ФЛАЖКИ
Исходное положение – руки ладошками наружу с поднятыми вверх пальцами. Опускаем ладони пальчиками вниз. Опускать и поднимать ладони стараясь не сгибать пальцы.

Я в руках флажки держу
И ребятам всем машу!

Вариант 2 (усложненный). Поочередно менять положение рук на счет «раз-два» – одна рука выпрямлена,  вторая – опущена.

РЕЧКА и РЫБКА
Речка – волнистое, плавное движение расслабленных кистей рук.

Рыбка – ладони с выпрямленными пальцами прижаты друг к другу. Поворачиваем сомкнутые ладони вправо-влево, имитируя движения рыбки хвостом.

Рыбка-малютка по речке плывет,
Рыбка-малютка хвостиком бьет.

ДЕРЕВЬЯ
Кисти рук с поднятыми, разведенными и напряженными пальцами держим ладонями к себе. После упражнения встряхнуть кисти рук.

В поле дерево стоит,
Ветер ветки шевелит.
(покачивать руками из стороны в сторону)
Дует ветер нам в лицо,
Закачалось деревцо!
(покачивать руками вниз-вверх, не сгибая пальцы).

КОРНИ
Вариант 1. Ладони опущены вниз, пальцы разведены в стороны и напряжены.

Высокие красивые деревья здесь растут,
(сложить руки как  »деревья»)
А корни под землею для них водичку пьют.
(показать руками «корни»)

Вариант 2. Ладони прижаты друг к другу тыльной стороной, пальцы – вниз, разведены в стороны и напряжены. Встряхнуть руки после упражнения.

ПТИЧКА ПЬЕТ ВОДУ
Пальцы сложены щепоткой – это клюв. Локоть – на столе, не отрывая его надо коснуться «клювом» стола, захватить «воду», поднять «голову», пощелкать «клювом».

Наклонилась, захватила,
Подняла и проглотила.

ПТЕНЧИКИ В ГНЕЗДЕ
Пальцы одной руки сложить щепоткой (птенцы). Вторая рука обхватывает их колечком (гнездо). Руки чередуются.

Вот птенцы, а вот – гнездо.
Всем птенцам в гнезде тепло.

ПТИЧКА ЛЕТИТ (усложненный вариант)
Руки (ладонями к себе) перекрестить, большие пальцы переплести.

Птички летели,
(помахать «крыльями»)
Сели – посидели,
(прижать ладони к груди)
Дальше полетели.

САРАЙ
Пальцы рук соединить под углом, образуя  «крышу». Большие пальцы прижаты к ладоням и спрятаны под «крышу».

Этот домик называется сарай,
Кто живет в сарае?
Ну-ка, угадай!

ДОМ
Вариант1. Пальцы рук соединены под углом, большие пальцы один на другом. На одной руке указательный палец выпрямлен – «труба».

Посмотри на дом с трубой.
В нем мы будем жить с тобой.

Вариант 2. Руки – над головой, пальцы соединены под углом.

Вот стоит огромный дом,
Дом ужасно важный.
Сто окошек в доме том!
Он многоэтажный.

ТРУБА
Руки сжаты в кулаки с «дырочками» посередине. Ставим кулачок на кулачок несколько раз.

Дом стоит с большой трубой.
В нем мы будем жить с тобой.
Смотрит ввысь труба на крыше
И дымит, как будто дышит.

СТУЛ
Одна ладонь – вертикально пальцами вверх (спинка). К ней приставлен кулак второй руки (сиденье).

Спинка и сиденье –
Стул на удивленье!
Мы на стульях посидим,
Друг на друга поглядим!

Можно усложнить упражнение – ритмично меняя положение рук.

СТОЛ
Одна рука в кулаке (ножка) накрыта сверху выпрямленной ладонью второй руки (крышка стола)

Кулачок – это толстая ножка.
Сверху крышка – наша ладошка.
Маленький столик. Время идет…
Вместе с ладошкой и  стол подрастет.

Можно усложнить упражнение – ритмично меняя положение рук.

ВОРОТА
Ладони – на ребре, ладонями к себе, выпрямленными напряженными пальцами друг к другу – ворота закрыты. Открываются – ладони развернуть параллельно друг другу, пальцы – от себя.

Ворота крепко мы запрем –
Не сможет волк проникнуть в дом!

или

А ворота мы закроем на замок,
Чтобы волк зубастый в дом войти не смог.

и

Ворота открыты всегда для друзей,
Мы рады вам,  гости! Входите скорей!

———————————————————————————–

Ну вот, господа! У нас с вами в пользовании большой набор различных персонажей. Можно сочинять истории!

Для начала сказки будут короткие. С двумя-тремя персонажами. Мы выложим на стол картинки с ними и расскажем малышу историю, которая их объединит. С деталями вы уже познакомились в статье Как извлечь еще больше пользы из пальчиковых игр.

Только напомню вам, что дети от года до двух хорошо воспринимают пальчиковые игры, выполняемые одной рукой. Трехлетние малыши уже способны воспроизвести игровое упражнение с участием двух рук: например, одна рука изображает домик, а вторая – кошку, вбегающую в него.

А уже потом постепенно мы придем к более объемным пальчиковым сказкам и историям. Они могут быть очень разными. Ну, например, вот такими (мы показываем пальчиками выделенных цветом персонажей):

Жил-был человечек и построил он себе дом. Дом получился красивый с высокой трубой на крыше. Вокруг дома построил он забор с воротами. А возле дома посадил цветы. Они раскрывали свои лепестки утром и закрывали вечером. Над цветами кружили пчелы, они жужжали и собирали цветочный нектар.

Человек жил один-одинешенек, и пошел он по свету друзей искать. Шел-шел, встретил птичку и говорит: «Птичка-птичка, давай дружить!». Но ничего птица ему не ответила, взмахнула крыльями и улетела.

Пошел человек дальше и увидел рыбу. Но и рыбка не захотела дружить с человеком, плеснула хвостиком и уплыла.

А он пошел дальше и встретил лошадь. «Иго-го», – сказала лошадь, – «давай с тобой дружить, человек. Я буду помогать тебе перевозить тяжелые грузы». И человек с радостью согласился. Дальше пошли они вместе: человек и лошадь.

Шли-шли,а навстречу им – собака. «Ав-ав, возьми меня с собой, человек. Я буду тебя охранять». И пошли они дальше втроем: человек, лошадь и собака.

Идут и видят – коза пасется на лугу. «Ме-е-е, давай дружить, человек. Я буду тебя поить вкусным молоком». Дальше пошли они вчетвером: человек, лошадь, собака и коза.

Идут и слышат жалобное мяуканье. Это была кошка. «Мяу-мяу, возьми меня с собой, человек. Я буду мышей пугать, чтобы они не могли ничего погрызть».Согласился человек и пошли они дальше: человек, лошадь, собака, коза и кошка.

Пришли они к реке, а переправиться через нее не могут. Построили они тогда все вместе мост, перешли на другой берег, и увидел человек свой домик с трубой, из которого он ушел когда-то. Построил человек для своих друзей сарай, и стали они жить-поживать и друг другу помогать.

———————————————————————————–

Придумывать и показывать такие сказки интересно и достаточно большим детям. Вот он, способ сделать пальчиковые игры интересными для них.

Кстати,  попробуйте сами показать пальчиками следующее стихотворение;) Сразу и не получится, вероятно:)

Наши пальчики играли,
Дружно все изображали:

Домик, мостик и цветок,
И ворота, и замок.

Кошку, курочку и мышку,
И веселого зайчишку,

Петуха, пчелу, лягушку
И улитку - их подружку.

Даже трех богатырей,
Посмотрите поскорей!

Стол и стул, очки, колечко,
Лыжника и человечка,

Речку с рыбкой, пароход,
Птичку, что водичку пьет.

Заготовили капусту -
Получилось очень вкусно!

А потом месили тесто
Десять пальчиков – все вместе.

Делали фонарики
И флажки, и шарики.

Дружно пальчики трудились
И немного притомились.

Пальчики ложатся спать,
Чтобы завтра вновь играть.

(Использованы материалы из книги «Уроки логопеда. Игры для развития речи». Москва, Эксмо, 2007)

А вот и видео с играми и сказками-стихами. Немного гундосое после болезни. И не самый лучший ракурс… но, надеюсь, понятное:)

Как вам такие пальчиковые игры?

Кстати, я почти закончила подготовку и скоро объявлю новый конкурс! Не пропустите!

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями
Давайте общаться!

Другие статьи по этой теме

OZON.ru

Отзывов (6) на «Пальчиковые истории или пальчиковые игры для детей постарше (видео)»

  1. Мария Юнак:

    Какая прелесть. Даже мой сын смотрел видео с удовольствием. Сказка нам очень понравилась. Будем теперь изобретать и сочинять пальчиковые сказки_

  2. admin:

    Ура!
    Спасибо, Мария, за этот отклик. А то я как раз по поводу видео испытывала некоторое недовольство. Хотелось бы записать получше… но дело уже было глубокой ночью и сил не было.
    Так рада, что вашему сыну тоже понравилось! Сочиняйте с удовольствием:)

  3. marij_ka:

    Здорово! СпасиБо, что находите время делиться такими вот находками с нами(всеми теми, кому этоинтересно и нужно). Нашей девчонке исполнилось 5 месяцев, всё,что касается прикосновения и соприкосновения рук Она очень любит. А когда подрастёт, думаю мы с удовольствием воспользуемся тем, что Вы предлагаете! СпасиБо! МамаМаша и девочка Василиса

  4. Катя Ромм:

    Светлана, Вы просто кладезь пальчиковых игр! Даже педагоги в вальдорфском детском саду, куда ходили мои дети, похоже, не знали их столько!
    А я так и подавно – использую три – пять, а больше не могу запомнить…

  5. admin:

    МамаМаша, буду только очень рада, если маленькой Василисе понравятся игры. Вы уже можете с ней играть в игры отсюда http://ot1do3.ru/chem-polezna-palchikovaya-gimnastika-10-novyh-palchikovyh-igr-video. Конечно, пока в пассивной форме – сгибать и разгибать ее пальчики под веселые стихи:)

    Катя, я сама не планировала такого количества статей по пальчиковым играм. Просто они стали цепляться одна за другую… :)
    Но эта статья – пока последняя в цикле. Я исчерпалась:)

  6. Татьяна:

    Ух, ты!!!! Спасибо очень интересно!!!!!

Ваш отзыв