Методика Домана. Физическое развитие

29 Июн 2011, Автор: admin

Начнем наше исследование существующих методик раннего развития с системы, которая имеет большое количество последователей, несмотря на свою трудоемкость.

Имя Домана, наверное, знакомо почти каждому родителю:)

Сегодня поговорим о части, посвященной физическому развитию. В следующей статье – об интеллектуальном развитии.

Место и время: конец 1940, США, Филадельфия

Личность: Гленн Доман – американский военный врач-нейрохирург, психотерапевт

Как все начиналось: В основанном им Институте развития человеческого потенциала Доман занимается проблемами лечения и обучения детей, получившими травмы мозга и имеющими отклонения в развитии. В ходе работы ему удалось сделать открытие: через здоровые участки мозга можно воздействовать на поврежденные. После такого воздействия утраченные функции, связанные с поврежденной зоной мозга, начинают восстанавливаться. Парализованным детям стимулировали зрение, показывая картинки и карточки со словами – дети учились читать, после этого понемногу начинали ползать, а затем и ходить. «Приговоренные» дети быстро развивались, догоняли своих здоровых сверстников в физическом развитии и перегоняли в интеллектуальном – больные четырехлетние дети читали и считали лучше, чем «нормальные» семилетние.

Результаты:Разработанные им упражнения по физическому развитию необычных малышей оказались настолько эффективными, что он решил перенести свои методы и на здоровых детей.

На что направлена методика: На как можно более раннее развитие всех возможностей человеческого организма – и интеллектуальных и физических. Дети, занимавшиеся по этой методике, уже в пять лет хорошо плавают, бегают кроссы, занимаются гимнастикой и балетом. Темпы развития малышей по методике Домана значительно опережают темпы развития «обычных» детей. В три месяца –  ребенок начинает ползать, в шесть – ходить, в девять – успешно преодолевать препятствия на пути.

Распространенность и признание методики: На Западе к методам Домана отношение неоднозначно. Ряд научных исследований отмечают задержку навыков развития чтения и счета у детей, занимавшихся по его методу. Многие ведущие западные психологи современности призывают родителей воздержаться от применения этих методов.  Несмотря на это, система по-прежнему широко распространена и имеет большое количество довольных результатами последователей-родителей, в том числе в России.

На какой возраст (когда начинать занятия): с первых минут жизни. Но можно присоединиться к программе в любое время до 6,5 лет.

Противопоказания: сам Доман считал, что их нет. Сам же он начинал работу с больными детьми, в том числе с очень тяжелыми заболеваниями. На практике даже его последователи рекомендуют проконсультироваться с врачом перед началом занятий по методике.

Основные идеи: Выделил 6 функций головного мозга:

1. моторная (ходьба, бег, прыжки) 2. речь 3. письмо 4. зрение 5. слух 6. ощущения.

При этом развитие первой тройки полностью зависит от сензитивных 4, 5 и 6 функции.

В результате многолетних наблюдений сотрудники института выявили, что каждая из функций в своем развитии проходит семь стадий. На каждой стадии ребенок обучается определенным двигательным навыкам. На первых стадиях управление слухом, зрением, движением осуществляется на уровне верхних отделов спинного мозга. На каждой новой стадии – руководить движениями начинает новый мозговой уровень, вытесняя предыдущий. На последнем – в работу включается верхний отдел спинного мозга. В семь лет рост мозга практически завершен. В этом возрасте предопределено, что будет представлять собой человек в интеллектуальном и физическом плане. После этого возраста он сможет чему-то научиться, но потребуется гораздо больше времени и сил.

Правила и принципы: Главное правило – создать идеальную среду для детской подвижности.

Чем раньше ребенок начнет двигаться – тем быстрее будет расти и развиваться мозг. В основе развития всех функций – движение: ползание, ходьба, бег, прыжки. Чем раньше поползет – тем раньше научится читать, чем раньше научится читать – легче и быстрее освоит высшую математику.

Практические упражнения:
Сразу после рождения: малыш должен большую часть времени лежать не на спине, а на животе. Ведь животные никогда не лежат на спине, беспомощно барахтая лапками. Правда, в коляске тогда придется вырезать окошко, чтобы лежащий малыш мог обозревать мир.
Не пеленать и минимум одежды. И вообще одежда не должна стеснять движений.
ПОЛЗАНИЕ
Это – главное упражнение для новорожденных с первых минут жизни. Поэтому основное время родители со своими детьми проводят на полу – идеально ровном, чистом, безопасным и без ковров. Опускать ребенка на пол нужно не менее 10 раз в день и всячески поощрять его двигаться. Например, расставлять привлекательные предметы далеко друг до друга – чтобы ребенок самостоятельно до них добирался. Ученики Домана и спали на полу с детьми. Ведь во сне он тоже может ползать.
Для побуждения к ползанию как родителями, так и детскими специалистами активно используется так называемый «трек Домана». Это – доска длиной 1 метр, шириной 40 см и с бортиками высотой около 15 см. Вся эта конструкция обклеивается поролоном и устанавливается наклонно. Ползать в нем можно сначала с горки, а позже – и в горку. Действительно, очень удобная конструкция.
ХОДЬБА.
Первые  шаги должны быть сделаны босиком.
Как и в ползании – задача создать максимально открытое пространство. Поэтому никаких манежей, колясок, ходунков и даже за руку при обучении ходьбе ребенка не рекомендуется водить. Ходить с задранной выше головы рукой неудобно, и формирование чувства равновесия задерживается. Можно лишь расставить невысокую устойчивую мебель.
А после усвоения навыка ходьбы – устраивать препятствия: бордюры, канавки. И обязательно минимум 15 минут в день – ходить вверх и вниз по лестнице.
БЕГ.
Четырехлетка «по Доману» может пробежать 5 км без остановок за 40 минут.
Сразу после того, как малыш начинает ходить – родители устраивают совместные пробежки с ним. Первоначально пробежки короткие, но частые.  Постепенно дистанция и время увеличиваются. И первоначальные 20 пробежек на 90 метров в день перерастают в 2 на 900 метров.
Бегать лучше в одном и том же месте – чтобы малыш привык к окружающему и не отвлекался. Но и «рваный» бег полезен – например, во время прогулок. Шли-шли, а потом пробежались немного.
БРАХИАЦИЯ. За этим непонятным для большинства термином скрывается очень понятное упражнение – вИсы на руках и хождение (перемещение) на руках по горизонтальной лестнице.
Сразу после рождения у ребенка активно закрепляют хватательный рефлекс – не менее 10 раз в день вкладывая пальцы в его ладошки и давая ему за них ухватиться. Чуть позже – ребенку дают ухватиться за гладкий деревянный штырь. Постепенно палку поднимают все выше и выше. Таким образом ребенок приучается удерживать часть собственного веса на руках.
После этого – время полного виса. Сначала в кроватке – ухватившегося за пальцы родителя на пару секунд. А затем  - на турнике в проеме двери, установленном на высоте равном росту ребенка плюс 5 см. На полу – мат или маленький матрац. Руки ребенка прикладываются к турнику, а его самого поддерживают за бедра. Не менее 15 раз в день, время висения до 10 секунд.
ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ ЛЕСТНИЦА.
По ней ребенок будет перемещаться только если увидит пример взрослого. Так что она должна выдержать и вес родителя. Или придется завести две – взрослую и детскую.  Первоначально руки и ноги ребенка переставляются взрослым (или двумя взрослыми) – не менее 10 раз по 20-30 секунд. После освоения метода перемещения ребенок должен заниматься на ней без участия взрослых. Так что установить ее Доман рекомендует на высоте 5 см выше роста ребенка. И заниматься не менее 30 раз в день.
РАСКАЧИВАНИЯ и «КАРУСЕЛИ».
Для развития чувства равновесия – всевозможные раскачивания и верчения. Для совсем маленьких: носить по кругу, плавно покачивая вверх-вниз… покачивания с малышом в кресле-качалке… прыжки и танцы с ним… можно скатить ребенка с подушки или одеяла, осторожно приподняв один конец…
Для детей постарше – различные карусели: положить ребенка животом на свое и покрутиться в разные стороны…  а потом сделать также, положив его боком… раскачивать малыша за руки и за ноги… покрутить в разные стороны, держа за левое запястье и левую лодыжку… а потом правые… подбрасывать вверх, повернув лицом к себе… покрутить, держа за ноги…
КУВЫРКИ и ПЕРЕКАТЫ
Сначала взрослых должен их показать, а потом помочь малышу это повторить. Можно начать с показа кувырков через бок в разные стороны на ровной поверхности. Стоя на четвереньках ребенок может сам упираться головой и руками в пол. Его лишь надо подтолкнуть и убедиться, что при кувырке подбородок упирается в грудь. Начинают с одного кувырка 10 раз в день, доводя до нескольких кувырков не менее 15 раз в сутки.
ХОЖДЕНИЕ ПО БРЕВНУ.
Сначала доска  - рисованная на полу (ширина 10 см, длина – 20 см). Затем – тряпичная туго набитая  »колбаска». Потом – бревно лежит на полу. Ребенка за руку не поддерживают, лишь страхуют для того, чтобы подхватить при падении. На следующем этапе – бревно приподнимается, начинается обучение хождению спиной вперед.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
преодоление препятствий, карабканье на различные объекты;
лазание по канату и деревьям;
прыжки через препятствие (в длину и в высоту), спрыгивания вниз, прыжки на одной ноге, через скакалку, перепрыгивание с камня на камень;
подъем по различным лестницам (веревочным, металлическим, деревянным, винтовым);
качание на качелях;
приседания, перемещение на корточках;
упражнения на батуте;
различные гимнастические упражнения и наклоны.;
подвешивание разнообразных мячей на веревках и битье по ним импровизированной битой (пластиковой бутылкой и т.д.) для отработки удара.
Плюсы:
1. Здоровый и прекрасно физически развитый ребенок.
2. Гармоничное физическое развитие делает ребенка готовым к занятиям любым видом спорта во взрослой жизни с максимальным успехом и высокими результатами.
3. Занимаясь самостоятельно на своем детском стадионе дети сами занимают себя с максимальной пользой для физического развития и здоровья.
4. »Трек Домана» активно используется для лечения детей с серьезными родовыми травмами, замедленным развитием. И здоровым детям он позволяет полностью реализовать двигательные потребности и потенциал.

Минусы:

1. Требует постоянной поглощенности и времени. Сам Доман говорил, что его система  - для «профессиональных родителей, то есть для тех, у которых занятия и воспитание ребенка – главный смысл жизни. При применении системы в полном объеме ни у родителя, ни у ребенка ни на что другое времени не останется.

2. Требует создания полноценного «домашнего стадиона». По сути весь дом должен стать таким стадионом. Но даже если сфокусировать его в одном месте (например, детской) – необходимо изготовить все эти спортивные приспособления. Конечно, существуют прекрасно разработанные специальные комплексы (например, Пирамида), но они требуют финансовых затрат.

3. Ряд психологов утверждают, что бесконтрольная свобода движений (отсутствие пеленания, выкладывание на открытое пространство) может навредить психическому и эмоциональному развитию ребенка. Выросший в свободе – он не знает границ и не имеет опыта пребывания в замкнутом пространстве. Это может привести к клаустрофобии, появлению социальных проблем, отсутствии дисциплины. Кроме этого, в первых год жизни у ребенка формируется «базовое доверие» к миру в целом. Оно формируется в тесном эмоциональном и телесном контакте с мамой и папой. А все приспособления и устройства могут напугать малыша, разорвать контакт с родителями.

Литература:

Г. Доман, Дж. Доман, С. Эйзен «Как сделать ребенка физически совершенным».

Насколько для вас оказался полезным такой общий обзор методики физического развития по Доману? А, может, вы уже практикуете этот метод – буду рада, если поделитесь своими наблюдениями и мнением.


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями
Давайте общаться!

Другие статьи по этой теме

Отзывов (6) на «Методика Домана. Физическое развитие»

  1. Светлана:

    Разрешите внести поправки: Гленн Доман – НЕ врач-нейрохирург, НЕ психотерапевт Он не является специалистом в области мозга или души! Он врач-физиотерапевт.

    Второе:
    «ему удалось сделать открытие: через здоровые участки мозга можно воздействовать на поврежденные.» О каком открытии идет речь? Он не делал его, оно было сделано ДО него, называется это Компенсаторные возможности.

    Я не отрицаю того, что методика у него есть, и на некоторых детях она работает. Но две этих поправки (особенно первая) снижают доверие к Доману, как к специалисту. Если быть поглощенным его занятиями-тут не то что ребенка, крокодила можно обучить и читать, и петь…

  2. admin:

    Светлана, спасибо за поправки.
    Действительно, Доману была присвоена ученая степень по физитерапии в Университете Пенсильвании в 1940.

    Что касается исследования компесаторных возможностей – по моему, до середины двадцатого века ситуация с ними была не так однозначна. Практические исследования ученых (Бехтерев, Павлов, Орбели) доказывали высокие компесаторные возможности мозга. Да и богатый материал с двух мировых войн у пациентов с огнестрельными ранениями и черепно-мозговыми травмами это подтверждал
    Но в официальной науке господствовало противоположное убеждение – про неизменность мозга на протяжении всей жизни и невостанавлиемость нейронов.
    И Доман создавал и опробовал свою методику как раз в момент этого противоречия.

    Для родителей детей с нарушениями мозга, я думаю, его книги и методика может стать очень полезной. Хотя, я думаю, есть и альтернативные домановской методики для подобных нарушений. Но с этой областью я очень мало знакома.

    По поводу применения его методики к здоровым детям, у меня есть свое личное очень четкое мнение. Долго думала, выражать его или нет…:) И решила, что не буду навязывать свою точку зрения. Мне кажется важным дать представление о идее в целом. А если кому-то эта идея покажется интересной – он может поискать более подробную информацию об этом и сложить свое собственное мнение. И критики, и восхваления Домана достаточно в том же интернете.

    И очень благодарна вам, Светлана, за выражение своего отношения к этому методу. Именно на это я и надеялась при публикации. И очень рада вашему отклику

  3. Светлана:

    Мнение относительно методики неоднозначное, это верно. И в моей практике встречалис дети, которые на ура начинали читать-считать и др, и те, кто ни в какую не хотел.

    Мнение здесь такое: если есть возможность, надо начинать и наблюдать, нсколько это нравится ребенку.

    А вот что в его методике очень нравится лично мне-это биты информации. У меня Прграмма раннего развития построена с использованием этого принципа. Это тот же принцип постепенности и систематичности, просто отшлифованный и легкоприменимый.

    А про нейрохирурга умудрились написать в выпущенной у нас в России его книге, оттуда теперь и идет путаница. :-) )

  4. игорь:

    Очень отрицательно отношусь к методике Домана, есть много вековой опыт у нас Русских,к примеру,взять воспитание в казачьих семьях в дореволюционной России. Менталитет наших детей нельзя сравнивать с менталитетом детей Америки.Развитие ребенка зависит, конечно,во многом от родителей,но мы почему-то забываем о самом главном ВСЕ В РУКАХ БОЖЬИХ,как Господь судил,так и будет развиваться ребенок,и никакая методика не поможет.Но усилия прилагать родителям, конечно, нужно.Методика Домана больше нужна родителям,в нас она воспитывает терпение в воспитании и развитии детей.

  5. Марина:

    где делают эту гимнастику?у нас маленький ребенок с задержкой развития и хотелось бы ему помочь хотябы в движении.

  6. Наталья:

    Светлана, Гленн Доман не нейрохирург и не психотерапевт, как вы верно заметили, но методику он разрабатывал в соавторстве с одним из лучших нейрохирургов в мировой истории – Темплом Феем (который изобрел несколько революционных операций на мозге), а также со множеством других специалистов (и психотерапевтов в том числе). Но даже если бы это было не так, относиться с подозрением к методике только из-за того, что у ее автора «смежное» образование – это, на мой взгляд, сродни тому, чтобы утверждать, будто Гоген не художник только из-за того, что он самоучка. О методике стоит судить только по тому фактору, работает она или нет. ИМХО, конечно:)

Ваш отзыв