Особенности физического развития детей раннего возраста

30 Мар 2011, Автор: admin

Двухлетка сосредоточенно и гордо вышагивает по невысокому и широкому бордюру тропинки. Мама страхует. Такое вроде простое действие. А сколько всего в этот момент происходит.

Во-первых, малыш учится сохранять равновесие, развивает координацию движений.

Во-вторых, у бордюроходца сейчас интенсивно работает мозг – он усваивает новое понятие «узко»-«широко».

В третьих – формируется уверенность. Он же смог, у него получается! Это уже эмоциональная сфера.

А все это вместе позже позволит ему свободно чувствовать себя в общении с другими детьми: физически развитому, умному, уверенному в себе. Это – социальное развитие.



Вот и все так у малышей этого возраста. Границы между физическими, моторным и умственным развитием провести невозможно. И когда ребенок, пыхтя, пытается запихнуть в ящик стола надувной мяч на два размера больше — он не только развивает двигательный навык по запихиванию больших предметов в маленькие отверстия. Он закладывает основу развития физического, умственного, эмоционального и социального.

Именно поэтому для нормального развития ребенку надо ползать, бегать, хватать, швырять, бросать, запихивать, лизать, размазывать, разливать, разламывать, пробовать на вкус, нюхать, носиться сломя голову, размахивать, отламывать, рассыпать, перекладывать, стаскивать, ронять и т.д.

Как же происходит развитие двигательных навыков в возрасте от года до трех?

Детям этого возраста непросто управлять своими движениями. Центр тяжести у них расположен выше, чем у взрослых. Большая часть веса приходится на верхнуюю половину тела. Поэтому они быстрее теряют равновесие, им сложно остановиться на бегу или поймать большой мяч и не упасть.

Способность совершать движения большой амплитуды: бегать, прыгать, бросать предметы развивается быстрее. Это — так называемая грубая моторика.

Обычно двухлетние малыши ходят широко расставляя ноги и раскачиваясь из стороны в сторону. И предпочитают задействовать обе ноги даже тогда, когда было бы достаточно одной. Протяните печенье ребенку — скорее всего он потянется к нему двумя руками.

А трехлетки же ставят ноги при беге и ходьбе ближе друг к другу. Бегают, останавливаются и разворачиваются на ходу с большей легкостью. Хотя голеностопы и кисти рук у них пока не такие гибкие, какими будут через год или два. Начинают предпочитать правую или левую руку, и скорее всего потянутся за лакомством одной рукой. И самое главное — для того, чтобы совершить движение — им уже не надо его взглядом контролировать. Это проглядывают элементы автоматизма, то есть способности совершать действия без осознанного контроля. (Мы-то, взрослые уже полностью на автоматизме действуем: водим машину, делаем рутинную работу, ходим по улицам и так далее. Правда, иногда сознание пробуждается и тогда мы мучительно вспоминаем, выключили ли газ, утюг, закрыли квартиру, или вообще — куда сейчас идем и зачем).

Период от двух до трех лет — пик двигательной активности в жизни человека. Постепенно она снижается, и, обычно, у девочек быстрее, чем у мальчиков. Поэтому в школе девчонкам легче усидеть на месте. Хотя бывают и исключения из правил, конечно.

Развитие мелкой моторики, то есть способности совершать точные движения мелкой амплитуды кистями рук и пальцами (пользоваться вилкой и ложкой, управляться с карандашом и т.д.) – происходит медленнее.

Но именно способность совершать эти точные движения позволяет ребенку становится более самостоятельным: расстегивать и застегивать большие пуговицы или молнии, снимать и одевать простую одежду, правильно пользоваться ложкой за столом. А вот со шнурками им пока не справится. Иногда и шестилеткам в решении этой задачи нужна помощь взрослых.

О том, как обучать малышей осваивать новые движения мелкой и грубой моторики, читайте  здесь.

А какие наблюдения за развитием движений вашего ребенка сделали вы? Что вам показалось интересным или необычным?

И если вы еще не подписались на рассылку — обязательно загляните вот сюда!


Другие статьи по этой теме

OZON.ru

Отзывов (2) на «Особенности физического развития детей раннего возраста»

  1. марин:

    Очен добрая тема.
    У Болгарии гуманитарние науки изучается…Но академичное,для соц.иженеринг.За серйознее дел.Иначе много спецъй и профи.

    Ест много спец.детей.Но програм прекратенъй…Нет денги и интерес.

  2. Спасибо, очень интересно.

Ваш отзыв