Способ борьбы с детскими «не хочу» и «не буду»
31 Май 2011, Автор: adminРебенок не хочет делать что-либо?
Нет, ну а зачем ему что-либо менять? Ему отлично живется и с неубранными игрушками… или нечищеными зубами… или когда его одевает мама, а не он сам… или в его рационе полностью отсутствуют овощи, потому как он категорически отказывается их есть.
Какие выгоды от того, что он изменит свое поведение и начнет делать все то, что хотят от него родители… или перестанет то, что они считают делать не надо? Потому что это хорошо? Полезно? Важно?
Хорошо, дорогие взрослые. Я хочу вам напомнить, что очень важно и полезно: … систематически заниматься спортом… правильно питаться… говорить как минимум еще на одном языке, помимо родного… систематически проверять уровень здоровья… сохранять гармоничное состояние духа… список можно продолжить.
Мотивирует? Все делаете? На 100 процентов?
А вы ведь, в отличие от наших детей, люди опытные, образованные и знающие и разумно понимаем, почему это делать надо и как хорошо это повлияет на нашу жизнь.
Тогда попробуем по другому. Если не сработало стремление к хорошему, может получится благодаря стремлению к избеганию проблем?
Мдаа… Курение вредит здоровью… сладкое, мучное, жирное приводят к ожирению… сидение часами в интернете — к проблемам с позвоночником и зрением… крики и шлепки по детской попе — разрушают отношения и психику обеим сторонам …
И эти же люди хотят от ребенка, чтобы он сознательно приложил усилия и изменил свое поведение!:) А ведь для него все последствия неправильного поведения могут быть вообще не понятны, в отличие от нас.
Так что же делать? Как побудить ребенка делать то, что ребенок делать не хочет?
Давайте посмотрим на себя. Если мы совершили усилие, что-то изменили в своей жизни и что-то делаем из вышеперечисленного или своего собственного списка приоритетов — почему это произошло?
Вполне вероятно, потому что мы столкнулись с некоторой проблемой, которая побудила нас это сделать. Когда уже и другого выхода не оставалось — возникла реальная угроза жизни, здоровью физическому или психологическому, самоуважению, уровню материального обеспечения семьи… А проблема возникла как следствие нашего поведения. То есть образно говоря — мы наступили на грабли, или грянул гром и пришло время креститься, упали на дно, внезапно прозрели и т.д.:)
Но есть еще один вариант — еще до наступления печальных последствий, вы по какой-либо причине ПРОЧУВСТВОВАЛИ как это будет, жить в них. Разумное знание тут не сработает. Только если ощутить каждой клеточкой тела… прожить секунды этим ощущением… окунуться в них с головой, чтобы сердце замерло и ухнуло вниз или как пощечину получить… или просто пережить ощущение — «я категорически не хочу,чтобы это было в моей жизни!» Это тогда по сути, тот же опыт падения в проблему, только пережитый заблаговременно.
Случалось с вами такое? Переживали что-то подобное?
Это заблаговременное погружение в проблему — «проблематизацию» используют как прием многие специалисты, работающими с людьми: тренеры, коучи, психологи, продавцы. И если они используют его корректно и уместно, то они оказывают хорошую помощь — помогают заранее по-настоящему прочувствовать и оценить последствия, расширяют картинку мира и помогают начать движение к позитивным изменениям.
Именно мы, родители, можем выступить для наших детей в качестве таких помощников, когда они не хотят делать что-то полезное и важное. А отличным средством проблематизации может выступить сказка. Мы же с вами уже говорили, почему именно сказки или терапевтические истории — одно из лучших средств воспитания ребенка и помним, что благодаря идентификации с героем сказки малыш полностью переживает опыт сказочного персонажа. Конечно, если мы соблюдаем все правила составления сказки для оказания помощи детям в сложных психологических ситуациях .
Чтобы побудить ребенка, нам осталось только изменить один элемент в схеме составления сказки, который создаст условия для того,чтобы наш слушатель понял возможные последствия неправильного поведения, «пережил» проблему заблаговременно и не захотел в нее придти в реальной жизни. В существующей ситуации ведь наше любимое чадо никакой проблемы не испытывает. То есть в пункте 3 вместо обдумывания проблемы и описания ее глазами ребенка — мы эту проблему создаем (но в ее описании сохраняем детскую точку зрения). А потом будем ее же мужественно преодолевать.
1. Придумываем персонажа и его имя.
2.Моделируем характер и похожую ситуацию.
3. Создаем и описываем проблему глазами ребенка.
4. Формулируем основную идею рассказа: какие мысли и какие решения мы можем предложить.
5. Придумываем счастливую концовку.
Что может быть проблематизацией?
Самый простой вариант — это переведенный на доступный язык для ребенка ответ на вопрос «Почему вы это требуете?». Заодно сможете сами проверить обоснованность своих требований:)
Ребенок не хочет чистить зубы? Может это будет путешествие в мир зубной гигиены: персонаж рассказа станет маленьким и попадет в страну «Зубляндию»… встретится со здоровыми или больными зубками, ему придется сражаться со страшными микробами.
А может, герой рассказа столкнется с тем, что друзья станут сторонится его и после долгого выяснения откроется, что причиной стал запах из рта? (для ребенка, ценящего отношения)
Зубы могут уйти к другому обладателю или поднять бунт и восстание.
Или герой станет вдруг понимать язык, на котором говорят зубы и услышит много интересного от своих и зубов других людей…
Ребенок не хочет убирает игрушки? А ведь мальчик,так похожий не него тоже не убирал… И мама постоянно надоедала ему требованиями, а ему было совсем не понятно зачем это делать. Ведь на следующий день все равно будет тоже самое.
Но вот однажды… он проснулся ночью и услышал, как плачут и жалуются игрушки. И даже собираются уйти совсем к другому хозяину («Мойдодыр» и «Федорино горе:)) — для ребенка чувствительного к чувствам других.
Или герою рассказа станет угрожать какая-нибудь опасность («Щелкунчик») и его войско — игрушки — не сразу согласятся помогать своему главнокомандующему. Потому как не заботился… Придется завоевывать их доверие (для мальчика)
А может героине рассказа не удастся подружиться с кем-то, с кем давно мечталось? И все от того, что зайдя после случайного и долгожданного знакомства к ней в гости, увидят раскиданные игрушки?
Подводя итоги, можно сказать, что примеры проблематизации щедро рассыпаны в детской литературе. Осталось только выбрать нужное и сознательно применить:)
Но, конечно, в побуждении ребенка к чему-либо, личный пример — это основа… базовое условие.. все остальные способы могут лишь дополнять.
Как вам такой способ побуждения ребенка к желаемому поведению?
Да, кстати… А вы уже заглядывали на страничку подписки?
Это может пригодиться:
Не хочу и не буду! Как бороться с детской ленью
Как решить проблему лени, каковы ее причины и следствия? Сказки, истории и рассказы рассчитаны на детей разного возраста. Психологические тесты и игры определят трудности ребенка.
Комплект «Антикапризин» (с мягкой игрушкой) (сказкотерапия)
В каждой сказке с тем или иным капризом борется «девочка (мальчик), похожая на тебя». Такой прием дает ребенку возможность посмотреть на решение проблемы со стороны, не испытывая стресса.
50 исцеляющих сказок от 33 капризов (сказкотерапия)
В книге 50 сказок, она эффективна в период формирования характера от двух до семи лет. На часто встречающиеся капризы приведено несколько сказок.
Спасибо за статью. Мы как раз игрушки не убираем. Правда ним пока только 1,5 года. Но уже начинаю учить убирать. Спасибо за советы.
Спасибо за содержательную статью. У нас проблема наоборот: когда 1,5 года было — все убирали за собой, а вот сейчас, в 3 — не хотим…
Да, этот возрастной период обычно не простой… кризисный. И ребенок очень часто отказывается делать то, что раньше казалось уже устоявшимся и привычным. Ирина, возможно, для вас будет также интересной статья про кризис трех лет… Их две на блоге — про сущность кризиса /krizis-treh-let и практические рекомендации родителям /krizis-treh-let-rekomendacii-roditelyam