Страхи у детей? Поможет сказка!
28 Май 2011, Автор: adminПродолжаем разговор о том, как специальные сказки могут помогать нам, родителям, в разных сложных ситуациях воспитания. О том, почему и как эти истории работают мы уже говорили здесь.
Схема составления терапевтической истории универсальна для всех сложных психологических ситуаций: когда малыш писается по ночам, переживает развод родителей, очень застенчив или когда ребенок чего-либо боится: боится идти в садик, детей, темноты или чего-то иного. Кстати, в ответе на вопрос к посту «Волшебное средство воспитания ребенка. Терапевтические истории, я предложила несколько вариантов сказки для ребенка, который боится врачей..
Как же составить сказку, которая поможет избавить ребенка от страха?
Для наглядности я расскажу о схеме составления сказки на примере очень распространенного страха – страха темноты. В основном этот страх проявляется в том, что ребенок боится чудовищ, которые скрываются в темноте, живут в шкафах или под кроватями.
Итак, приступим?
Шаг 1. ПОДГОТОВКА СКАЗКИ.
1. Придумываем персонажа и его имя.
В зависимости от пола ребенка – это может быть мальчик или девочка…но никто не мешает нам выбрать в главные герои маленького бегемотика, зайчика или иного представителя сказочной флоры и фауны. Только учтите, что, возможно, этот персонаж будет приходить на помощь в разных затруднительных ситуациях долгие годы и важно, чтобы наш слушатель не «перерос» его в ближайшее время. Над именем нужно тоже подумать – оно должно напоминать имя ребенка, но не быть идентичным. Например, для слушателя Леши – Миша, для Оли – Юля и т.д.
2.Моделируем характер и похожую ситуацию.
Персонаж нашей сказки должен обладать теми же характерными чертами, что и наш маленький слушатель. Каков ваш ребенок? Как быстро принимает решения? Каков в общении с другими детьми и взрослыми? А самое главное – каким сам себе он представляется: храбрым или нерешительным? Общительным или застенчивым? Шустрым или медлительным? И беспокойства, и тревоги, и опасения, и надежды должны быть те же, что и у нашего малыша. Это сходство поможет ему отождествить себя с героем и подарит чувство, что если сказочный персонаж смог добиться чего-то – и он сможет!
И жизненная ситуация должна быть похожей – те же члены семьи и домашние животные, схожий дом, увлечения, распорядок дня и другие жизненные детали. Можно придумать универсальные слова, с которой будет начинаться каждая сказка.
«В одном большом городе в высоком кирпичном доме на 12 этаже жил мальчик Саша. У него были мама, папа и большой пушистый кот Васька. А еще бабушка и дедушка, которые жили в другом доме и приходили каждый день в гости играть с Сашей …»
Итак, мы придумали универсальное начало для всех сказок. А теперь – время разобрать конкретную сложность, с которой малыш борется и в чем мы хотим ему помочь.
Но перед этим еще один важный момент! Обязательно подготовьте упоминание о сильных сторонах и положительных чертах наших героев. Мы, взрослые, в моменты волнений или тревог очень часто забываем о своих сильных сторонах, хороших качествах и талантах. И наш слушатель также. О них очень полезно напомнить, чтобы придать сил и уверенности.
«Дедушка и бабушка очень любили проводить время с Сашей. Они вместе придумывали много интересных дел. Саша был очень заботливым внуком: помогал им по хозяйству, с удовольствием мастерил для них вместе с мамой подарки на праздники и дни рождения. И вообще с ним всегда было интересно – он был очень веселым, смелым и хорошим другом… »
3. Обдумываем проблему и описываем ее глазами ребенка.
Однажды это случится – герой нашей сказки столкнется с какой-то сложной ситуацией… с такой же, что и наш маленький слушатель. Нам очень важно понять, как она воспринимается с детской точки зрения, настроиться на волну чувств и переживаний нашего малыша. По ходу действия вы сможете предложить восприятие ситуации «другими» глазами. Если ребенок почувствует, что вам понятны его переживания – он охотнее последует с вам по пути сдвигов и перемен вместе со сказочным героем. Но если вы начнете сказку с того, что наш сказочный герой ужасно боялся чудовищ под кроватью, которых там, конечно не было – это не сработает. Есть там чудовища, есть!!! Можете уточнить у вашего малыша, как они выглядят.
Лирическое отступление про страх чудовищ в темноте.
Видение всяких монстров и прочих мерзких тварей в темноте – явление настолько обычное, что его можно назвать почти всеобщим. Богатое детское воображение не дает им возможность отличить фантазию от действительности и вся эта нечисть для них также реальна, как вы или предметы окружающей обстановки. Разумные способы борьбы со страхами не работают. Дети могут согласиться с вами, что вот сейчас, когда вы вместе проверяете под кроватями и в шкафах, их нет. Но они появятся как только вы уйдете и выключите свет. Так что уничтожить их может то, что их породило – фантазия и воображение.
«Днем они замечательно проводили время, играли в игрушечную железную дорогу, рисовали картинки, а потом вешали их на стену. Но с приближением времени сна все менялось. Саша изо всех сил старался придумать что-нибудь, чтобы отодвинуть это время…»
Можно описать, как Саша просит поесть, попить, почитать, поговорить, посмотреть телевизор и прочее, чтобы не идти в постель. Потом все же идет, мама целует его на ночь и уходит. Как Саша остается один, накрывается одеялом и замирает, потом выглядывает и видит… вот они, чудовища! Он пугается, кричит, бежит к родителям…
4. Формулируем основную идею рассказа: какие мысли и какие решения мы можем предложить.
Итак, каково же решение проблемы? Именно его малыш и будет воплощать в жизнь после завершения рассказа. Оно не должно быть сложным. Это может быть и усвоение новых навыков, обретение поддержки членов семьи и иных людей или осознание - что время может лечить. А может – просто другой взгляд на проблему.
Как можно по другому взглянуть на страх? Помните, в ответе на вопрос о боязни врачей я писала о волшебных принципах решения проблем? Вот они-то и могут помочь изменить свое отношение к тому, чего боишься. Например, для страха темноты Дмитрий Соколов в «Сказки и сказкотерапия» предложил следующие (их можно изменить и подогнать под вашу историю):
Появляется помощник, такой же герой как наш главный персонаж. Они вместе идут в «самое пекло», где узнают объект страха лучше. И он оказывается не таким страшным.
Зайчик боялся темноты. Встретил друга котенка. Пошли вместе исследовать ночной лес. Чудовище оказалось веткой, страшный «желтый глаз» – фонарем. Встретившийся филин услал их спать, сказав, что дети ночью по лесу не гуляют.
Утрированная победа – источник страха полностью побежден и исчезает. Выясняются негативные последствия. И ради какого-то важного лица (покровителя) наш главный герой налаживает отношения и возвращает то, чего раньше боялся.
Мальчик дружил с Солнцем и боялся Ночи. Ночь ушла. Солнышко без нее устало, стало плакать. Мальчик пошел звать Ночь и ее дочь Темноту. Те вернулись и все сдружились.
Постепенное привыкание (возможно, ради любви или дружбы)
Крот боялся света. Влюбился в бабочку. Стал оставаться по утрам, любоваться ее полетом. Раньше он думал, что слепой, при дневном свете оказалось: видит!
Промежуточная цель как конфетка посередине. Награждение в конце
Медвежонок потерялся в лесу, боялся идти домой из-за темноты. Светящаяся блоха попросила его перенести ее на поляну, где у них – блох – собрание. Там обещала дать заклинание против страха. По дороге кусала, но светила. На поляне медвежонок выучил «Э-ге-ге, о-го-го, не боюсь я ничего!» и побежал домой.
Внезапно вытесняет внезапный другой страх. Преодоление страха для кого-то меньшего.
Аленушка боялась темноты. Осталась дома на ночь с Иванушкой. Везде жгли свет. Иванушка поранился ножом, Аленушка испугалась, побежала через поле за доктором. Только провожая доктора обратно, заметила, что совсем не боится темноты
Обида, злость, против кого-то
Мама оставила мальчика-трусишку одного ночью. Он возмутился, оделся и пошел все рассказать бабушке. Та жила на другом конце города. Прошел через все темные улицы и дворы, нажаловался; пока возвращался, засыпал по дороге, да где-то страх и потерял.
А можно пойти другим путем и «вооружить» нашего героя специальными средствами для борьбы с теми, кто пугает, как у Дорис Бретт в «Жила-была девочка, похожая на тебя» (очень рекомендую прочитать эту книгу):
» У мамы оказался специальное противомонстровое оружие – волшебный фонарь. Ведь если Саша боится темноты, логично, что чудовища боятся света. Стоит только его включить – и все монстры дадут тягу. (Также может сработать и противомонстровый освежитель воздуха или волшебные мелки и много чего другого, что окажется под рукой). И специально сделанный позже Сашей противомонстровый плакат с надписью: «Прочь чудовища! Эта комната охраняется волшебным противомонстровым фонариком!» А также мамино объяснение, что чудовища иногда появляются оттого, что Саша сам злится или расстроен - эти чувства по ночам вылезают наружу и маскируются чудовищами. И рассказала о способах избавления от злости. И все это сработало – и ночью Саша стал спать абсолютно спокойно…!
5. Придумываем счастливую концовку.
«Хеппи энд» обязателен! Он вселяет надежду и дает стимул для изменений. В нем наш герой насладится результатом применения полученных новых умений, по другому взглянет на ситуацию, получит признание окружающих и т.п. Ну, например:
«…Саша уже привык к полному отсутствию чудовищ, но однажды ночью в углу что-то зашевелилось… Он вскинул свой волшебный фонарь. «Нет-нет, только не противомонстровый фонарь!» – жалобно запищал монстр. Саша удивился, что такой большой и страшный монстр так жалобно пищит таким тонким голосом. Да еще и плачет… «Что с тобой?» – спросил Саша… Выяснится, что чудовище получило шок от освещения волшебным фонарем, да еще и злится и обижается, что Саша его не боится. Саша расскажет ему, как избавиться от злости и они вместе поколотят подушку и даже не услышат от смеха, как подушка пропищит, что у нее есть идея для них – поколотить не ее, а матрац…»
Итак, мы составили сказку и наступило время… нет, пока еще не рассказа… Для начала – давайте настроимся.
Шаг 2. НАСТРАИВАЕМСЯ НА СКАЗКУ.
Составлять и рассказывать сказки – это сплошное удовольствие. Главное – избавиться от стремления к совершенству, попыток соблюдать все правила стиля или языка, опасений что-либо забыть или перепутать. Лучше же расслабиться и окунуться в стихию сочинительства. Дети – благодарные слушатели и всегда придут на помощь, если вы забудете какие-нибудь мелочи и подробности.
Важно только, чтобы вы сами не были встревожены или расстроены. В таком случае вы вместо помощи передадите ребенку свое беспокойство. Отложите рассказ или передайте роль рассказчика другому.
И в заключении – прикиньте, насколько вы приспособили язык сказки к уровню ребенка, а длительность рассказа – к степени устойчивости его внимания.
Готовы? Ну что же, вот оно – самое интересное!
Шаг 3. РАССКАЗЫВАЕМ СКАЗКУ.
Мы рассказываем историю по продуманной ранее схеме, но внимательно следим за нашим слушателем:
1. Наблюдаем за его реакциями и поведением во время рассказа. Это даст нам ключ к дальнейшим действиям. Если ему интересно, он сосредоточен на происходящем – вы на правильном пути. Но если ему скучно, значит что-то пошло не так и это нужно менять. Или ребенок пока не готов рассказ воспринять.
В этом случае делаем остановку. Если не уверены, в каком направлении вести рассказ – спросите об этом у нашего слушателя: » Как ты думаешь, что после этого он сделал?» или » Интересно, о чем подумала в это время Маша?». Малыш отвечает, что он не знает? Устройте конкурс угадаеек: » А какие могут быть варианты?» » А кто может знать?» » А кто нам может подсказать?»
Отгадывание – отличный способ лучше узнать ребенка. Все что он говорит – он рассказывает что-то важное о себе.
2. Поэтому будьте очень внимательны к любым вопросам или комментариям ребенка. Таким образом он открывает свой внутренний мир и мысли. Если вы не знаете, что ответить – переадресуйте вопрос: «А ты как думаешь?» Не сдавайтесь при его ответе: «Я не знаю». Опять играем в «Угадайку».
3. Если вы не знаете, что конкретно тревожит или беспокоит вашего ребенка – попробуйте воспользоваться сказкой. Начните рассказ и по ходу вставляйте примерно такие вопросы: «А как ты думаешь, чего он боялся?», «Как ты думаешь, что могло произойти?», «Что он думал об этом?»
4. А что, если ваш ребенок воспользовался решением из предыдущего рассказа и это не дало результата? Нужно узнать точно, что было сделано и что не получилось, как было задумано. И расскажите еще одну историю, в которой у главного героя тоже не все получалось… но он был настойчив и нашел все же выход из положения… и родные очень гордились тем, что он продолжал искать выход, хотя первые попытки были неудачны.
Очень надеюсь, что не перегрузила текст примерами:) Жду ваших откликов по поводу статьи и темы составления сказок.
А о том, что нужно добавить в сказку, чтобы она побудила ребенка собирать свои игрушки или самостоятельно одеваться, то есть к изменениям в привычках, поведении, способах взаимодействия с другими людьми и т.д. – читайте здесь.
И, как обычно, приглашаю заглянуть на страничку подписки.
Это может пригодиться:
Коррекция детских страхов с помощью сказок
Книга о прекрасном, практически универсальном методе – сказкотерапии, о происхождении, выявлении и преодолении различных детских страхов с помощью арт-терапевтических методов.