Вся правда о гиперактивном ребенке(2): как лечить гипердинамический синдром.

10 Ноя 2011, Автор: admin

Предыдущая статья про гиперактивного ребенка вызвала очень много откликов. И я этому очень рада. Для меня это значит, что тема востребована и полезна для вас, мои дорогие читатели.

Итак, теперь мы с вами понимаем медицинскую сущность проблемы и знаем каковы симптомы гипердинамического синдрома.

А сегодня мы сделаем еще один шаг в понимании проблемы нашего чересчур активного чада. Сегодня поговорим о том, как лечить гиперактивного ребенка.

Единого мнения по поводу лечения гипердинамического синдрома нет.

Какие же подходы к лечению существуют?

ЛЕКАРСТВЕННАЯ ТЕРАПИЯ.

Используются препараты, которые способствуют улучшению обменных процессов в ткани мозга и ускоряют созревание его высших функций (мышление логическое и абстрактное, произвольное внимание и т.д.).

За рубежом в основном применяют препараты из группы амфетаминов. Наши невропатологи  – ноотропил, пантогам, феназепам, и деазепам.

Также используются успокаивающие средства, такие как настойки пустырника, валерианы, корня пиона и различные бромиды.

При наличии внутричерепной гипертензии добавляют диакарб или фуросемид.

Уточню, что все эти данные – 10-летней давности. Возможно, сейчас появилось что-то новенькое.

Эффективность: удовлетворительно компенсируются проявления синдрома в 50-60% случаев

Недостатки:

-лекарства эффективны лишь в чуть более половины случаев

- действуют только во время приема. Перестали пить – все проявления синдрома сразу вернулись.

- существуют побочные эффекты. Слишком долгий срок приема лекарств небезопасен для метаболических процессов, даже если побочные действия сведены к минимуму.  Например, если диагноз установили в 5 лет, а компенсация произойдет в 15 – ребенок должен принимать лекарства в течение 10 лет!

НЕМЕДИКАМЕНТОЗНАЯ ТЕРАПИЯ.

Должна быть разработанной для конкретного ребенка, комплексной и обычно включает в себя массаж, лечебную физкультуру и мануальную терапию позвоночника. Мануальный терапевт нужен для того, чтобы поставить на место сместившийся и пережимающий что-нибудь позвонок, который является причиной нарушения мозгового кровообращения. А многие проявления синдрома связаны с этим нарушением кровообращения.

Эффективность: точной статистики нет. Приблизительно у половины пациентов можно ожидать улучшения.

Недостатки:

- требует тонкого индивидуального подхода (абсолютно невозможного в условиях поликлиники)

- огромных финансовых затрат. Сколько стоят услуги массажиста и мануального терапевта? А хорошего массажиста и мануального терапевта?

- требуется постоянная коррекция лечения.

- и где найти этих грамотных специалистов? А если маленький пациент живет не в большом городе (где возможностей побольше)?

- ограниченная эффективность. Даже вмешательство отличных вышеозначенных специалистов, естественно, не гарантирует улучшение состояния. Проблема все же может быть и не в сместившемся позвонке.

ПРИМЕНЕНИЕ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ («нейрофидбека»)

Фидбек – на английском значит «обратная связь», то есть в скобках – английский вариант названия этого метода.

Метод очень современный. Эксперименты показали, что если ребенку или подростку с помощью специальной аппаратуры дать возможность следить на экране за показаниями своей электроэнцефалограммы, то он может ее каким-то образом изменять. А изменяя ЭЭГ, он тем самым изменяет и электрическую активность своего мозга. Сторонники метода утверждают, что таким образом можно достичь стойкого улучшения или полного исправления нейрофизиологического дефекта. И это при полном отсутствии какого-либо вмешательства извне. Ребенок сам себе помогает и сам же оценивает и контролирует полученный результат.

Эффективность: около 60% маленьких пациентов таким образом улучшают способности планировать, организовывать свою деятельность, понимать последствия неприемлемого поведения.

Недостатки:

- что вы слышали об этом методе лечения гиперактивного ребенка? Скорее всего, даже если вы знали о нем раньше – это только то, что такой метод существует. В основном применяется на Западе. У нас в Питере работают группы врачей-исследователей, занимающиеся этой методикой. К сожалению, пока это недоступно для подавляющего большинства.

- ну и, конечно, если позвонки все же смещены – метод  биологической обратной связи не поможет в решении проблемы.

БИХЕВИОРАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ.

Бихевиор – на английском значит «поведение». Бихевиоральные терапевты сильно отличаются от всех своих коллег-психотерапевтов (психоаналитиков, гештальт-терапевтов и т.д.). Если последние так или иначе «лезут внутрь» проблемы, ищут ее корни и истоки, то бихевиористы не пытаются разобраться в причинах явления или прогнозировать его следствия.

Они работают напрямую с поведением. Поведение ребенка неприемлемо? Значит, ребенка будут учить вести себя правильно простым методом: положительно подкреплять правильное поведение. И вводить отрицательное подкрепление в случае поведения неправильного. То есть формировать рефлекс… да-да, можно сравнить с собакой Павлова. Принцип абсолютно тот же.

Хотела вам для иллюстрации этого метода привести в пример достаточно уже старый известный американский комедийный фильм. Мучилась несколько дней, пытаясь вспомнить название… или хотя бы про что он. До сих пор мучаюсь… Помню только момент, ярко иллюстрирующий прием бихевиоральной терапии. В нем один из главных героев испытывал какие-то психологические проблемы. И поэтому специально на руке как браслет носил резинку, заботливо предоставленную ему его лечащим бихевиоральным терапевтом. В случае, когда он терял контроль над своим эмоциональным состоянием – он должен быть оттянуть резинку и щелкнуть себя по руке. И предварительно выработанный с помощью терапевта рефлекс возвращал его в нормальное состояние. В конце фильма он надевает эту резинку на руку пойманному и разоблаченному главному злодею и говорит что-то вроде: «Захочешь сделать плохое дело – щелкай!». (Пишу все это в надежде, что кто-нибудь из читателей знает этот фильм, напишет его в комментариях и избавит меня от мучительных попыток вспомнить)

Бихевиористы активно критиковались во все времена своими коллегами по психотерапевтическому цеху… несомненно, эта терапия имеет ряд существенных ограничений… но все же в решении определенных проблем они добивались очень неплохих результатов. Так, в лечении гипердинамического синдрома:

Эффективность: улучшение наступает в 40-60% случаев в зависимости от интенсивности проявления и сопутствующих заболеваний.

Недостатки:

- те же, что и у предыдущего метода. Распространен на Западе, у нас толком и не применялся.

Вот и получается, что выбора-то особого в лечении гиперактивного ребенка у родителей и нет. И процентов 90 маленьких пациентов у нас остаются без какого-либо лечения.

Есть ли какой-либо другой способ помочь гиперактивному ребенку?

Есть.

В следующей статье будем говорить о именно об этих способах. Тех, которые родители могут организовать сами. То есть тема следующей статьи – рекомендации психологов для родителей гиперактивных детей. Оставайтесь на связи!

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями
Давайте общаться!

Другие статьи по этой теме

Отзывов (2) на «Вся правда о гиперактивном ребенке(2): как лечить гипердинамический синдром.»

  1. Наталья:

    Спасибо. Нашла книгу Е. Мурашовой в интернете, скачали будем читать. Ждём продолжения.

  2. Татьяна:

    Проблема лечения гиперактивного ребенка в самом деле стоит очень остро. И помощь здесь должна быть комплексной. Очень хорошо работают биологически активные добавки. Восстанавливая и укрепляя клетки мозга и нервную систему, они помогают организму урегулировать систему торможения и возбуждения, значительно улучшают состояние ребенка и его поведение. Что полезно для мозга ребенка можно посмотреть http://www.nsp-shans.ru/e/819039-pischa-dlya-uma

Ваш отзыв