Как хвалить ребенка: когда похвала может навредить
04 Апр 2011, Автор: adminХвалите ли вы своих детей?
Часто?
Детские специалисты очень рекомендуют ребенка хвалить. Много хвалить…
«Ребенка надо хвалить! Не скупитесь на похвалы! Похвала нужна ребенку как воздух!
Вот только часто не уточняют, как именно.
Но не всякая похвала одинаково полезна. Неправильная может серьезно навредить.
Вот о такой похвале и будет идти речь.
О той, которая создает зависимость и формирует взрослых…
…для которых стимул любой деятельности – чтобы другие восхитились, похвалили, позавидовали. А не произойдет этого – и руки опускаются.
…самооценка которых полностью зависит от того, как другие их оценивают.
..которым сложно принимать собственные решения, разобраться в своих ценностях и желаниях.
Кто-то из них пытается вырваться из сетей этой почти наркотической зависимости от похвалы и внешней оценки. Самостоятельно или с помощью психологов и других специалистов. Кто-то даже не осознает ее…
А ведь большинство из них – это выросшие дети, которых неправильно хвалили в детстве.
Хотите ли вы такого будущего своему ребенку?
Если нет, давайте разбираться в этом вопросе более детально.
То, что малыш нуждается в положительном отношении для психологического выживания – это абсолютно доказанный факт. Оно важно точно также, как кормление, уход, сон…
Даже очень маленький ребенок ждет от нас подтверждений, что он – хороший и любимый, что он может справляться с посильными для него делами.
Пока он не может говорить – он взглядом и всем своим видом просит : «Посмотри, как у меня получается!». После того, как речь освоена – только и слышно: «Мама (папа), смотри!»
И прямо спрашивает: «Я-хороший?»
И, конечно, очень важно, чтобы ВСЕГДА в ответ он слышал утвердительный ответ. Даже если он совершил что-то не очень радующее родителей. Ведь даже хорошие мальчики и девочки делают ошибки и совершают плохие поступки, правда же?
Но вот когда малыш становится чуть постарше…
«Ты у меня – молодец!»
«Ты – самый лучший (сильный, красивый, умный, сильный)»
«Ты так хорошо рисуешь (поешь, танцуешь)»
Во всей этой похвале есть одна общая деталь – в ней присутствует элемент оценки.
Чем опасна такая похвала?
Во-первых, малыш понимает, что его в принципе оценивают. То есть кроме похвалы может быть и выговор или критика, осуждение. И ребенок чувствует, что он может лишиться родительской любви, в случае неудачи или плохого поведения. А ему как воздух нужно ощущение, что если даже мама сердится на него или расстроена каким-либо поступком, она все равно его любит.
Всем нам нужна любовь без оценки, просто за то, что мы есть.
Во-вторых, к такой похвале очень быстро наступает привыкание. Именно она становится целью деятельности, а не достижение результата. Без похвалы у ребенка пропадает желание что-либо делать.
Малыш начинает ждать и искать похвалы везде. А если ее уровень снижается – у него падает самооценка, возникает неуверенность в своих силах.
А это неизбежно произойдет, если появится еще ребенок в семье.
Да и на детской площадке или в садике его не будут так хвалить, как дома.
Наконец, – малыш становится зависимым от внешней оценки, не учится сам оценивать свое поведение. .
-Ну а позже, уже после трех лет, ребенок просто может не верить такой похвале, чувствовать ее неискренность или искусственность
«- Ничего у меня не получается!
- Что-ты, все у тебя получилось очень хорошо!
- Нет, ты специально это говоришь, чтобы я не расстраивался!»
Какая еще похвала может нанести вред ребенку?
1. «У тебя вышло лучше, чем у… «,
«Такое у тебя красивое платьице, никого у такого нет»,
» Ты у меня самый сильный»…
Кроме того, что оценили, еще и с другими сравнили. Залог формирования той самой нездоровой соревновательности, когда все должно быть лучше, чем у других.
2. Когда хвалят за то, что не заработано своим трудом: игрушки, одежду и т.д. Малыши автоматически одобрение в адрес всех этих вещей относят к своей личности. Сказали, что машинка у него красивая, а для него – это значит, что он такой хороший, раз ему ее купили. Вот и появился у него легкий способ заработать одобрение в свой адрес – хвастаться и гордиться не своими достижениями, а вещами.
По поводу вещей лучше придерживаться принципа - они есть и все. Без комментариев по этому поводу. Так же как и в отношении природных способностей (красоты, ума, таланта). Это же также не личные достижения малыша, а подарок ему от родителей и бога.
3. И будьте осторожны в похвале одного ребенка в присутствии другого. Так уж получается, что если вы скажете одному: «Ты такой хороший спортсмен у нас!», его брат услышит это как замечание в свой адрес. Что-нибудь навроде: «А вот ты у нас увалень».
И что же остается после всего этого? Как вообще хвалить ребенка?
Есть много других способов. Правда-правда.
Но про них поговорим в следующей статье.
Какие наблюдения и мысли есть у вас по поводу влияния похвалы на личность ребенка?
А если вы еще не подписались на рассылку – обязательно загляните вот сюда!