Пластилин для самых маленьких: знакомство, первые поделки и что делать, если ребенок отказывается лепить
19 Окт 2011, Автор: adminВаш ребенок с удовольствием начал свое общение с пластилином?
Мой сын с крайним подозрением отнесся к этой субстанции. Несмотря, на то, что я сама с удовольствием у него на глазах с пластилином возилась… и со всеми другими занятиями этого было достаточно, чтобы он ко мне присоединился. А когда пластилин сам пришел к нему «знакомиться» и потыкался в пальчик – ребенок с брезгливостью отдернул руку и ушел. Ну а к тесту даже близко подходить не стал… издалека посмотрел и отрицательно помотал головой.
Вот обидно, да? Ведь занятия с пластилином или другими подобными массами для малышей так полезны. Было бы жалко упускать эту возможность.
Пришлось применять военные хитрости и знакомить ребенка с пластилином постепенно. Эти приемы сработали и сейчас мы лепим понемножку каждый день. Сегодня поделюсь этими способами приобщения чада к пластилину. Кстати, они же могут быть и идеями первых поделок из пластилина с малышом.
Хотя сразу скажу, что многие детские специалисты рекомендуют начинать знакомство малыша с пластилином, тестом и прочими подобными материалами вовсе не с поделок. С чего конкретно? Обязательно расскажу.
Но с начала давайте определимся с самым главным – какого результата мы, родители, ожидаем от этих «пластилиновых» занятий с ребенком?
Чтобы он научился лепить, использовать пластилин в поделках?
Да, конечно, навыки полученные с тестом и пластилином ребенку пригодятся в будущем. Но не это главное.
Нам лучше ориентироваться только на один самый важный результат наших занятий – чтобы ребенок получал удовольствие от возни с пластилином или тестом и у него сформировался устойчивый интерес к лепке.
КАКИЕ НАШИ УСТАНОВКИ НАМ В ЭТОМ ПОМОГУТ:
1. Делайте с ребенком то, что вам самим нравится.
Почем важно, чтобы оно нравилось малышу – понятно. Иначе он просто не будет этого делать. А вот почему так важно, чтобы занятие нравилось маме?
Ребенок воспринимает не занятие, а настрой мамы. Если она занимается лепкой только потому, что это «полезно» для ребенка – творчества не будет… Мама будет стремиться сделать что-то конкретное, что она задумала… и закончить поскорее эту грязюку и тягомотину. И будет одергивать ребенка, если он будет делать что-то «не так». И все, что ему запомнится, что занятия лепкой – это когда мама сердится. И это ей не нравится.
Занятия с пластилином очень многообразны. Найдите то, что вам самим нравится.
2. Будет грязно.
В-принципе, как и в любом детском творчестве:) Поэтому ребенка одеваем в то, что не жалко (а в нашем жарком климате вообще легче просто раздеть:)) … место выбираем так, чтобы было легко потом вымыть… под рукой держим всяческие тряпочки и салфетки для ликвидации предвиденных и непредвиденных последствий
3. Будет скоротечно.
Ага, очень быстро обычно все заканчивается. С года до полутора лет ребенок может сосредоточиться только на 2-3 минуты. И все – «скульптора» надо нести отмывать, потому что он рвется к чему-нибудь новому. Поэтому лучше к этому заранее приготовиться и держать все под рукой: быстро достали – полепили – быстро вымыли/убрали – побежали другими важными делами заниматься. К трем годам постепенно способность к сосредоточению увеличится до 10-15 (или даже 20) минут.
3. Важен процесс, а не результат.
«Давай, Машенька, зайчика слепим… вот у него ушки…» А Маша – хрясь по зайчику… И это вполне закономерно. Во-первых, она знакомится со свойством нового вещества. А это отлично можно делать и разрушая. А во-вторых, лепить по замыслу ребенок до трех лет в принципе еще пока не способен. Такая возможность появится, когда созреет функция предвидения и планирования – в среднем, около 3 лет. То есть пока не он лепит, а у него что-то лепится… что – он еще сам пока не знает. Ну, или рушится…
А в любом творчестве в любом возрасте вообще самое важное – получение удовольствия от процесса… а не ориентированность на то, что все же в конце получится.
Поэтому абсолютно не важно, насколько эстетичным получится поделка из пластилина в итоге. Любым кривеньким и косеньким «произведением искусства» -
4. Восхищаемся и придаем значимость.
И вообще очень бережно относимся к продуктам творчества ребенка. Как творением лучше восхититься – посмотрите вот тут. А придать значимость – это значит показать его папе, бабушке и другим не участвующим в процессе лепки:) Особенно с папами тут надо поработать – не все отцы способны вчувствоваться в наше с ребенком совместное творение. А их одобрение очень важно – оно дает малышу возможность понять что то, что он делает – важно и одобряемо.
5. Избегаем штампов
Если вы покажете ребенку, как лепить собаку стоящую – он никогда не слепит собаку сидящую. Эти слова скульптора Мухиной мне кажутся очень верными (фраза не дословна, передала лишь смысл:)
Знаете такие популярные готовые схемы: как слепить собаку, черепаху, корову и т.д? Мне кажется, их использовать нужно крайне осторожно. В нашем возрасте от года до трех – не применять уж точно. Малышам, которым важно одобрение мамы – возьмут ей предложенный способ и не попробуют по-своему. И в этом возрасте мы всячески поощряем самостоятельное творчество ребенка – пусть лепит так, как ему хочется. А если детей несколько – по завершению подчеркнуть, как у всех по разному все получилось. И как это здорово.
Да и в более поздних возрастах, используя такие готовые схемы, мне кажется важным обязательно побуждать ребенка на их основе фантазировать, переделывать, пробовать по другому… по своему.
Так с ЧЕГО ЖЕ НАЧАТЬ ЗНАКОМСТВО МАЛЫША С ПЛАСТИЛИНОМ:
1. Подготовим материал – кусок пластилина или теста должен быть большим, не умещающимся в ладошку ребенка. Если используем пластилин – его нужно сильно разогреть (у батарее, на водяной бане…), чтобы он был ОЧЕНЬ мягким.
2. Можно к каждой нашей манипуляции с пластилином или тестом найти короткое легко произносимое звуковое обозначение. И использовать его всегда при определенном действии. Это будет звуковой опорой для малыша. Например, вы можете использовать те звуки, которые я указала в скобках к каждому из них.
- мнем в ладошках и отрываем большие куски («рвем»);
- стучим кулаком («тук» или «шлеп») и хлопаем ладошкой («хлоп);
- тыкаем пальцем («тык») и любуемся получившимся дырками. Потом тыкаем палочками, карандашами-ручками и прочим и тоже любуемся;
- полюбовавшись на дырки – вставляем в них фасолины-макаронины-камешки-крупы и тому подобное (тоже «тык»);
- отщипываем уже не большие куски, а поменьше («щип»);
- расплющиваем маленькие кусочки в блинчики («плющим-плющим-плющим»);
- размазываем кусочки по твердой основе («мажь»);
- отрываем маленькие комочки и сплющиваем между ладошками, катаем палочки (конфетки, сосиски и т.п.)
Ну а что же делать,если малыш не соглашается делать все эти крайне увлекательные вещи, НЕ ХОЧЕТ ЗНАКОМИТЬСЯ С ПЛАСТИЛИНОМ таким образом?
Пойдем в обход. Можно попробовать привлечь его к занятиям с пластилином постепенно и для него самого незаметно. Для этого используем интересные картинки, а также материалы, уже хорошо знакомые малышу.
Мы с ребенком во время недавней болезни лепили много, тогда у меня и возникла идея этой статьи. Поэтому для иллюстраций буду использовать фото наших поделок из пластилина:
1. Пластилиновые истории. Этот прием сработал в нашем случае. Я слепила петушка, и наотщипывала пластилина – зернышек. Показала, как петушок «клюет» и зернышки прилипают к его клюву. Сын не удержался от возможности покормить птичку. Позже я побудила его собрать налипшие зернышки – вот уже и комочек пластилина в его руке. Потом он уже сам начал отщипывать маленькие «зернышки» от пластилина. Кстати, этот, так называемый «пинцентный захват» требует согласованной работы большого и указательного пальцев. По нему можно проверить силу рук ребенка. Полезно в нем тренироваться. Вот фото петуха из пластилина
Позже я делала только туловище с головой, а все клюв, бородку, хвост и крылья он сам налеплял. Ну, и сказка, может продолжаться… появится домик… яблоня, на которую надо прилепить яблоки, солнышко на нитке может опускаться и подниматься. Да и главный герой может быть не петушком, а собакой. А кормиться он будет сосисками…. Малыш сможет лепить колбаски для постройки домика, шарики для солнышка и т.д.
2. Пластилин на картоне или бумаге. Используем как основу картон или бумагу. Пластилин используем лишь как один из элементов наравне с другими материалами: крупой, макаронами, камушками, ракушками, ватными дисками…
У меня сын помешан на машинах – поэтому у него на рисунке грузовик.
Колеса и песок в кузове – пластилиновые (песок размазывать я ему помогала). Вместо ракушек можно было бы использовать любой материал, но ему захотелось так… Естественно, чем мельче втыкаемое – тем ребенку сложнее.
(У меня на фото рисунок в файле потому, что пластилин у нас тут не похож на наш, привычный, российский. Очень мягкий, даже разогревать для работы не надо. Но на бумагу не лепится, а на файл – легко.)
Отталкивайтесь от интересов ребенка. А сюжетов - море. Пластилиновые яблоки на нарисованной яблоне… у черепашки панцирь из пластилина, а на нем узор из риса и фасоли, подсолнух с пластилиновой серединкой, которая выложена семечками, божьи коровки и т.д. и т.п.
Можно делать смешные рожицы – на картон прилепляем лицо из пластилина, все остальное- как придумается. Для них можно использовать готовые глазки, которые предназначены для приклеивания на ткань.
Отличные пейзажи таким образом получаются. Особенно меня вдохновляют дожди из вермишели. И картины подводного мира, и просто узоры из круп на приклепленных к картону пластилиновых полосках…
Или можно взять обыкновенную детскую раскраску с крупными деталями и «расскрасить» ее пластилином – маленькие кусочки прилепливаем и слегка размазываем.
А «блинчики» – отличный материал для аппликации. Или выкладываем уже готовые, или расплющиваем комочки сразу на положенном ему месте. Кроме этого, их можно размазывать – нажимаем на серединку и ведем палец в сторону. Так получаются цветы… или звезды… или что вы в этом сами увидите:) Например, как наша поделка из пластилина на фото
3. Пластилин и все материалы, как в предыдущем пункте, только не используем бумажную основу. Втыкаем все в тесто или пластилин.
Например, таким образом у нас получается очень известная поделка из пластилина для малышей – ежик:
Или используем пластилин как основу – раскатываем его в тонкий лист и ставим отпечатки различными предметами или выкладываем узоры. Или совмещаем и то, и другое.
4. Обмазываем пластилином какую-либо основу: крышечки, бутылочки… И украшаем.
Пример – черепашка из крышечки
Лепить таким образом можно что угодно. Например, гриб, у которого шляпка – обмазанная крышечка, а ножка из пластилина и т.д.
Можно обмазать пластилином или тестом баночку и украсить ее по своему вкусу, например, макаронами… или вам больше пшено нравится?
5. Используем вырезанные шаблоны. Например, вот так:
Точки на грибе, крылышках божьей коровки и серединка цветка – пластилиновые.
Малыша может очень заинтриговать, как рисунок вдруг появляется у него на глазах. Удобнее использовать лист, сложенный книжечкой напополам: нижний разворот закрашиваем, в верхнем листе прорезаем рисунок.
Уф… На сегодня-все про пластилин для самых маленьких. А какие у вас есть идеи по пластилиновому творчеству? Как и что лепите вы?
А вот что касается развития ребенка с помощью рисования – огромное количество идей для совместного с ребенком творчества можно найти в курсе «Нетрадиционные методы рисования» Ирины Колобовой. Это просто копилка идей, как увлечь ребенка этим видом творчества. Нам с сыном нравится:) Ему нравится рисовать, а мне и рисовать… и то, что ему нравится;) Загляните сюда и посмотрите сами. А вот тут еще несколько бесплатных уроков в нетрадиционной технике рисования.
А еще очень здорово творить и фантазировать под красивую классическую музыку:) Например, такую:
Было ли вам интересно и полезно читать эту статью? Ну, а если не хотите пропустить следующих – вам сюда
Давайте общаться!




Просто изумительная статья! Спасибо, почерпнула множество идей для занятий пластилином! Супер!
Nataliza, очень рада, что нашли здесь для себя новые идеи!
Замечательная статья! Просто супер!
Столько идей и так хорошо рассказано о том, как завлечь малыша, что я сама захотела взять в руки пластелин))) (при том, что я его с детства терпеть не могу).
Решено: сегодня попробуем «лепить» – нам только годик, так что «налепим» мы много))).
Кстати, хорошо, что Вы отдельно оговорили, что кроха не будет долго заниматься, многие мамочки к этому не готовы… Сама такая была с первым ребенком… Стыдно вспомнить)))
Наталия, как полепили?)
Рада появлению у вас пластилиновой увлеченности)))) Я вот сама обожаю с ним возиться) По моему, даже больше, чем сын)
А по поводу скоротечности… когда мы только начали занятия – я знала, что малыш не сможет долго концентрироваться… но и то была слегка разочарована, как быстро все закончилось.Так что лучше к этому подготовиться)))
Нагрели мы зелененького на крышке чайника (как раз чай пили со старшей) и вложили в ручку скульптору))). Юный творец сделал несколько сжимающих движений, с недоумением рассмотрел незнакомую ему доселе зеленую субстанцию и выбросил))).
Но знакомство все-таки состоялось! Будем продолжать, самой интересно стало))).
Ура! Несколько сжимающих движений – это же ура! ))) Поздравляем вас со свершившимся знакомством))) И творческих успехов)))
Сделав несколько попыток лепить из пластилина, решила заменить его на соленое тесто. Исчезла моя нервозность, что малыш съест пластилин и мы начали лепить.
Да, тут выбор за родителями и малышом. На начальном этапе, с тестом спокойнее:) А спокойствие мамы – залог успеха в лепке;) И все вышеописанные манипуляции можно делать как с тестом, так и пластилином. Это у нас с тестом как-то не очень заладилось.
Спасибо за идеи. Статья хорошая. Моей дочке 2 года и 4 мес. С пластилином поступает чаще именно как «разрушитель». Размазывать ей пока не очень понравилось, но всё это «процесс» развития и познания. Ваши примеры вдохновили на другие пластилиновые занятия с ней. Хочу отметить, что тугость нашего пластилина существенно мешает. Пока разминаю пластилин, дочке уже хочется заняться чем-то другим.
мне понравилось круто
Оксана, рада что примеры вдохновили на пластилиновые поделки:)))
А что касается тугости пластилина – может, вам попробовать с тестом? У него совершенно иная консистенция: мягкая, податливая. А уж когда оно только сделано и еще теплое – вообще чудо какое приятное на ощупь. Может, дочке понравится?;)
Если все же пластилин – его лучше тогда разогреть на чем-нибудь предварительно (батарее, водяной бане). Потому как в этом возрасте наши детки не способны ждать, пока мы пластилин разомнем, подготовимся. В этом случае они неминуемо теряют интерес. Все должно быть сразу и незамедлительно:)
Аня
А что бы вы посоветовали насчет организации рабочего места?
Лена, спасибо за вопрос:)
На мой взгляд, идеальное рабочее место – это то, которое удобно и маме и маленькому скульптору. Когда малышу удобно там лепить, а потом совместно с мамой с легкостью ликвидировать последствия творческого процесса.
Маленьких детей совсем не нужно усаживать за стол. Конечно, за исключением тех случаев, когда чаду нравится лепить именно там:) Замечательно можно лепить и сидя на полу… или стоя… для совсем маленьких – в детском стульчике для кормления:)
Возможно, вам понравится идея разделения квартиры на зоны: игровую, творческую, физкультурную и т.д.
В этом случае вы можете определить, где в квартире вам было бы удобно заниматься лепкой, а потом легко все отмыть (достаточно многие выделяют кусочек кухни для этой цели). Оборудовать все так, чтобы было под рукой. И всегда заниматься именно там.
Этими занятиями можно приучать ребенка к определенному порядку. Например, все материалы для лепки будут храниться всегда в одних и тех же местах (на коробки или иные емкости можно наклеить бумажки с названием содержимого). А после занятия обязательно нужно соблюсти ритуал уборки и возвращения всего на свои места. Сначала совместно с мамой, а потом ребенок сможет сделать это самостоятельно.
Лена, насколько исчерпывающе прозвучал для вас мой ответ? Ответила я вам на вопрос?
Отличная статья!!!Мы тоже очень любим играть и лепить мы ещё пока маленькие поэтому ,больше с тестом думаю ,что он является более пластичный материалом . Мне самой очень нравиться мять в руках его:) . А самое главное ,что кроха очень доволен и ему это в радость)))спасибо за интересную познавательную статью!!!
Татьяна, а уж если тесто только приготовленное и еще теплое – такое удовольствие запустить в него руки!)))
Очень рада, что вам понравилась статья) Радостной и приятной вам лепки!