Как научить ребенка чистить зубы, кататься на коньках…
30 Мар 2011, Автор: admin…прыгать в длину…какать в горшок, но не цветочный …самостоятельно одеваться…пользоваться ложкой и вилкой… играть на рояле… делать гимнастические упражнения… пользоваться ножницами…
Да много чему другому, крайне необходимому по мнению родителей, пытаются обучить малышню.
К слову, все вышеперечисленное ведь не только взрослым нужно. Все эти навыки и малышне позволяет непринужденно передвигаться, самостоятельно самим о себе заботится и проявлять свои творческие способности.
Как же провести это обучение максимально успешно?
Все вышеперечисленное – это двигательные навыки различной степени сложности.
А специалисты давно уже выделили основные 5 условий эффективности обучения ребенка любым двигательным навыкам.
Первое – это ГОТОВНОСТЬ.
Для того, чтобы научить малыша какому-либо действию, нужно, чтобы он достиг определенного уровня развития (прежде всего связанного с процессами созревания центральной нервной системы) и накопить ряд знаний и умений.
Например, у 2-3 летнего малыша не получится одновременно есть ложкой и общаться с кем-либо. Может делать или одно, или другое. Развитие его мозга пока не позволяет ему совершать действия автоматически, ребенку нужно полностью концентрироваться на том одном, что он делает в данный момент. А к четырем годам – это уже вполне посильная задача. Только к 4 году жизни ребенок может совершать прыжки, и только к 5-6 годам – завязать простой узел.
А как определить, готов ли малыш учиться прыгать, самостоятельно одеваться, пользоваться ложкой и далее по списку?
Даже специалистам сложно определить, когда дети достигают необходимого уровня готовности. Нет четких возрастных границ, нет жестких нормативов. Моцарт свой первый концерт дал в три года. Но это уж точно не норматив…
Но все же и отечественные или зарубежные психологи сделали очень важный для нас, родителей, вывод. Если начать обучать ребенка какому-либо навыку в момент наивысшей готовности – он усвоит его быстро, без особого напряжения и с минимальными усилиями. И это очень легко понять по поведению малыша – он хочет учиться, получает удовольствие от занятий и бурно радуется своим успехам.
И тогда все просто. Именно это поведение – сигнал того, что он достиг состояния готовности для обучения. Он сам начинает подражать определенным действиям. Задача родителей наблюдать и ловить этот миг наивысшей готовности: просто предлагать и показывать, но не настаивать и не принуждать.
Второе условие – АКТИВНОСТЬ.
Ребенок не научится бросать мяч, прыгать, вырезать ножницами… если не будет пытаться это делать, не будет практиковаться. И тут все зависит от оружения.
Если у ребенка недостаточно предметов и мест для исследования, людей для подражания, мало места или взрослые постоянно ограничивают его активность – у него возникнут трудности в развитии двигательных навыков. Окружение разнообразно и активно влияет на малыша – возникает необходимая стимуляция для научения. Если вы хотите чему-либо научить свое чадо – ему надо это показывать. Много-много раз. В исполнении разных людей и, возможно, игрушечных персонажей. И он будет копировать, повторяя много-много раз…
И что интересно, специалисты подтвердили, что ребенок обучается эффективнее, если сам выбирает и регулирует режим научения. Когда материал для обучения ему доступен в любое время и он может практиковаться в этом. Так, например, дети часто любят переливать воду из одного стакана в другой. В этот момент они уваивают понятия «пустой» – «полный», «быстро» – «медленно» и т.д. Когда он возится таким образом с водой – он обучается гораздо эффективнее, чем если бы взрослые организовали бы для него цикл занятий.
Хотите научить малыша чему-либо? Предоставьте ему самостоятельный доступ к тому, чему обучаете и показывайте пример.
Третье условие эффективности научения – ВНИМАНИЕ
Но как побудить ребенка быть внимательным? Малыши этого возраста не могут регулировать свое внимание, то есть удерживать его сознательно на каком-нибудь предмете. Даже детям младшего школьного возраста это еще сложно делать. Поэтому учитель пользуется указкой – это помогает первоклашкам сконцентрироваться и смотреть в нужное место.
Но вот привлечь внимание ребенка от года до трех можно. И если им будет интересно – они смогут удерживать фокус какое-то пока непродолжительное время. Отвлекутся, убегут – потом вернутся.
Малышам нельзя просто сказать, что им надо сделать. От двух до трех лет дети лучше обучаются физическим навыкам, если взрослый их действия направляет. Например, берет его руки в свои и помогает раскатать первую пластилиновую колбаску. Конечно все эти упражнения должны быть только в игровой форме. Деткам в возрасте от 3 до 5 лет лучше удается концентрировать внимание, если они активно повторяют чьи-либо действия.
Четвертое условие – появление МОТИВАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТИ.
За этим термином скрывается очень простое явление.
Ради чего малыш пробует сделать что-либо?
Дети (да и взрослые) могут это делать по двум причинам:
.. ради того, что бы посмотреть по силам ли это, получить удовольствие от процесса и успешного выполнения, проверить силу мускулов и сноровку, добиться совершенства и испытать радость от этого. Это – внутренне мотивированное поведение или мотивация компетентности.
…или ради того, чтобы получить похвалу, улыбку, восхищение или другое признание от окружающих. Это – внешне мотивированное поведение.
Так часто случается в приучении к туалету. Родители слишком восторженно и радостно встречают каждую успешную попытку малыша сделать свои делишки в горшок. И он начинает присаживаться на него не для того, чтобы использовать по назначению. А для того, чтобы получить очередную порцию похвал. Поэтому важно не акцентировать на этом внимание, а относится к этой стороне деятельности малыша так же, как и ко всем остальным. Поощрять, но не перехваливать.
Обычно дети бегают, прыгают, забираются на что-то, чтобы доставить себе радость и проверить свои возможности. И это – лучшая мотивация и залог успешности научения чему-либо. Если он готов к научению – все пойдет естественным и здоровым путем.
И последнее условие – это получение ОБРАТНОЙ СВЯЗИ.
Малыш карабкается по лестнице.
Он получает внешнюю обратную связь – одобрение и эмоциональную поддержку от мамы: «Давай, давай, еще на одну ступеньку!»
И внутреннюю, связанную с самим процессом карабкания – удовольствие от напряжение мускулов… радость от достижения высоты… восхищение от того, что он увидел с такой высоты, ух-ты!
Чтобы ребенок научился и улучшал свое умение в прыгании, самостоятельном одевании и катании на коньках – ему важно получать и внутреннюю и внешнюю обратную связь. А нам надо давать эту обратную связь правильно. Основной ее принцип – похвала должна быть не общей и расплывчатой, а конкретной и полезной. Например, будет пользы больше от «Вот теперь ты крепко держишься за перекладину!», чем от «Как у тебя хорошо получается залезать на лестницу!».
И еще о том, как специалисты рекомендуют хвалить и корректировать поведение ребенка, мы поговорим в следующих статьях.
А вы чему учите своего малыша сейчас? Как этот процесс проходит: какие возникают сложности и каковы успехи?
И если вы еще не подписались на рассылку – обязательно загляните вот сюда!
подскажите, как отучить ребенка не повторять за другими детками всякого рода пакости: чавкать, хлюпать, кушать руками, грызть ногти, ковыряться в носу?
Здравствуйте, Колючка.
Детки обезьянничают друг за другом – это абсолютный факт. И часто учатся у сверстников совсем не тому, от чего родители приходят в восторг. Тоже факт. Но у всех этих ужимок, прыжков, диких криков и плохих словечек есть очень важная психологическая функция. Не буду детально сейчас здесь об этом писать, лучше оставлю здесь позже ссылку на статью.
Я предлагаю вам на этот вопрос взглянуть с другой стороны.
Отучить повторять невозможно и не нужно.
Значит, остается показывать пример другого поведения:)
Очень важно только не наказывать и не критиковать ее за чавкание, хлюпание и хватание еды руками. Многие дети, наоборот, начинают усиленно это повторять, потому что для них становится это своего рода игрой: «Погрызи ногти – получи мамино внимание».
Напротив, старайтесь поддерживать любые (пускай даже зачаточные) проявления поведения правильного. Случайно занесла руку над ложкой – «Как я рада, что ты ложкой ешь кашу!» и прикоснуться ласково. «Как мне нравится, как ты аккуратно съела суп сегодня» и т.п.
Ну и, конечно, надо ребенку все-таки дать пространство, где можно всласть поковыряться в носу:)
Если ребенок уже достаточно большой для понимания сказок – придумайте и расскажите ему историю, где персонаж попадает в разные неприятные ситуации от того, что хлюпает (чавкает, грызет ногти и т.д.). В сказке только обязательно должен быть элемент решения (как он выпутался из всех этих историй, что ему помогло, какой выход он нашел) и хороший конец, естественно.
Пробуйте, делитесь результатами:)
спасибо вам за ответ! конечно, хвалю дочь, если она правильно ведет себя за столом, и если все скушала. ковырять в носу и грызть ногти нам все еще нравиться (((. стараюсь не заострять на этом свое внимание, а переключать внимание своей дочки в этот момент на что-нибудь другое: пойти порисовать, пирамидки, домики строить. если она одна, то практически никаких проблем с «неправильными» манерами нет. а вот если есть зрители, в этом случае, другие детки, то … держите меня семеро.
Очень интересная и познавательная статья для всех любящих родителей, желающих добра своему чаду. Мне стало так интересно, что захотелось и своим любимым мамочкам (на работе) дать почитать такие простые и вместе с тем очень актуальные и ценные советы в наше время. Спасибо!
Юлия, ваш комментарий доставил много радости) Очень важно понимать, что вы нашли для себя интересное и даже захотели этим поделиться. Спасибо)
Вы знаете, сегодня мамочки были в восторге от ваших двух статей, правда о тоом, как правильно хвалить ребенка, времени не хватило рассказать, поэтому я порекомендовала обязательно посетить Ваш замечательный сайт и подписаться на рассылку, а в дальнейшем применять многие Ваши рекомендации на практике, в действии, делиться опытом, обсуждать проблемы, задавать вопросы, которые могут возникать в таком простом, и в тоже время таком сложном и увлекательном и динамичном процессе, как воспитание собственных детишек. И Вы знаете, они все с радостью согласились, так что ждите гостей!!!
Еще раз огромное спасибо, что Вы есть!!!)))
Да, уж точно: и сложный, и увлекательный, и динамичный))))
Гостям мы всегда очень рады)
Спасибо вам, Юлия.