Мама-арттерапевт или Как мама может помочь расти своему ребенку здоровым и счастливым
26 Июл 2011, Автор: adminКогда у ребенка возникают какие-либо сложности или проблемы, родителям так важно получить квалифицированную помощь специалиста.
Но детских специалистов так много! Логопеды, неврологи, физиотерапевты, психиатры, психологи, психотерапевты… Кстати, с последними тоже не просто разобраться. В психотерапии тоже много направлений: арттерапия, песочная терапия, гештальт, психоанализ, трансактный анализ, семейная терапия… и это еще не конец списка…
Хотелось бы вам иметь полную и ясную картинку – к какому специалисту, в каких ситуациях можно обратиться и как он будет помогать?
А кто может рассказать о своем направлении и виде помощи, как не практикующий специалист?!
В нашей новой рубрике «К кому обратиться» о своей работе будут рассказывать те, кто эту помощь нашим детям оказывают.
Сегодня у нас в гостях арттерапевт и мама Юлия, автор блога «Чудо жизни«. Передаю ей слово:)
«Арттерапия» – дословно переводится с греческого как «исцеление посредством искусства». Сейчас наблюдается повышенный интерес к этому направлению в психотерапии, оно очень востребованно. Это вполне объяснимо, ведь арттерапия обладает большими возможностями. К тому же она очень эффективна, и может применяться в работе со всеми – и взрослыми и детьми, со здоровыми и больными. К тому же материалы, используемые в арттерапии – самые обычные, доступные и привычные, особенно там, где есть маленькие дети. Это – акварельные, гуашевые, пальчиковые краски, пластилин, пастель и бумага для рисования, а также тесто, мука, крахмал, песок. Поэтому организовать игру – занятие со своим малышом под силу всем мамам.
Что можно делать во время занятий? Рисовать и возиться с красками, с тестом, крахмалом, мукой, песком, лепить из пластилина, мокрого песка и теста, и играть тем, что получилось в результате нашего творчества. Удивительно, что часто мамы играют со своим ребенком, но не понимают до конца, что такие занятия – игры можно использовать более эффективно. И в результате возможно плодотворно, мягко и ненавязчиво корректируя определенные сложности своего ребенка, помочь научиться ребенку решать свои проблемы самому, развиваться и расти.
При каких проблемах можно и даже желательно применять
приемы и методы арттерапии:
1) при задержке психического развития ребенка;
2) при нарушении детско-родительских взаимоотношений, когда вам трудно понять своего ребенка, при сложностях взаимопонимания и воспитания;
3) при истерическом поведении ребенка;
4) если ваш ребенок безъинициативен и недостаточно самостоятелен;
5) при наличии страхов у ребенка;
6) при гиперактивности ребенка;
7) при агрессивности ребенка;
при нежелании и неумении ребенка общаться с другими детьми;
9) при нарушении общения.
Конечно, не при всех этих проблемах можно справиться самому родителю без помощи специалиста. Но в случае с истерическим поведением, нарушениях взаимопонимания и общения, сложностях воспитания, легкой задержке развития – мама может помочь себе и своему чаду наладить близкие и теплые взаимоотношения и научиться понимать друг друга, плодотворно и конструктивно взаимодействовать, научиться преодолевать свои сложности и трудности самому.
Если вы, как мама, сами стремитесь гармонично построить свои отношения с ребенком, вам это будет сделать гораздо легче, если вы будете играть вместе с ребенком, направляя и поддерживая своего ребенка, помогая ему становиться творческим, самостоятельным, стараясь использовать все возможности искусства, причем в очень интересной и актуальной форме для ребенка – игре.
Чем может помочь арттерапия:
1) успокаивает и снимает эмоциональное напряжение;
2) развивает творческое начало в каждом человеке – будь то ребенок или взрослый;
3) огромный потенциал заложен в самом рисовании и творчестве;
4) позволяет в игровой или сказочной форме понять и откорректировать проблему ребенка, определить, в чем его сложности;
5) помогает научить новым способам взаимодействия, решения проблем;
6) позволяет поддержать и начать развивать отстающие в своем развитии функции;
7) позволяет получить доступ к собственному внутреннему опыту (ресурсу), часто недоступному и вытесненному (забытому), возможность взять его и использовать при необходимости;
позволяет пережить и отпустить свои негативные переживания, справиться с ними;
9) помогает более четкому пониманию себя, своих чувств, желаний и возможностей получить желаемое, которые присутствуют в жизни, и научиться воспользоваться ими;
10) ребенок начинает обогащать свой внутренний мир, познает много нового и до сих пор неизвестного – новые чувства, эмоции и переживания, что в дальнейшем сослужит ему хорошую службу в понимании других людей, и сочувствии им;
11) новый и интересный опыт взаимодействия со своей мамой помогает в дальнейшем легче устанавливать контакт с другими людьми, адаптироваться в обществе;
12) помогает прояснить для себя самое главное, свои стремления и желания, и то, что может мешать в достижении желаемого, взять его под контроль.
Если арттерапию проводит специалист, он может, наблюдая за вашими взаимоотношениями с ребенком, помочь вам откорректировать их при необходимости.
Более подробно об арттерапии и ее использовании я пишу в своем блоге. В нем постараюсь поделиться c вами некоторыми идеями, которые можно использовать в играх со своим малышом и при этом получить большую пользу от занятий.
У вас в гостях была Мамулия (Мама Юлия), автор блога «Чудо жизни»
Мне показалось интересным, что Юлия рассказала об этом направлении психотерапии с практической позиции мамы:) Думаю, материалы ее блога могут быть очень интересными для нас, родителей.
Если у вас появлись вопросы – спрашивайте!
Кстати, на блоге «Чудо жизни» тоже проходит интересный конкурс »Наш семейный праздник« - обязательно посмотрите:)
И полюбуйтесь на работы, присланные на конкурс «Радости творчества»
Это может пригодиться:
Пальчиковые краски (8 цветов)
Набор не оставит равнодушным ни одного маленького художника! Краски в наборе очень яркие и ароматизированные. В наборе 8 баночек по 35 мл с краской разных цветов.
Масса для лепки белая (в пакете)
Мягкий пластилин доставит удовольствие ребенку. Пластилин совершенно не липнет к рукам и к рабочей поверхности.
Букет цветов
Набор для детского творчества по моделированию из воздушных шариков. В комплекте: инструкция по моделированию фигурки, 20 шариков-конструкторов.
Спасибо, хорошая статья. А про шарики я не знала. Здорово. А то везде продаются, а мы и не знали зачем они. Теперь куплю)
К стати не расскажите, как с шариками играть? как из них конструировать?
Мария, я их поместила, потому что сама эти шарики ужжжжасно люблю. Вызывают искренний восторг и детскую радость.
А использовать их можно точно также, как и другие материалы.
Ведь арттерапия вмещает в себя очень много разных направлений и включает в себя разное творчество: рисование, танцы, лепку, фотографирование, музыку, сочинение сказок, работу с книгами и т.д.
Самое главное, что детям эти занятия позволяют не только самовыразиться и развиваться в творчестве, но и выразить то, о чем рассказать сложно или невозможно. Например, пугающие фантазии, страхи… или мечты и стремления. Всякий раз, когда малыш (да и взрослый) не задумываясь и спонтанно лепит, рисует, танцует, сочиняет – он выражает то, что у него внутри, что скрыто не только для других, но даже от него самого – свое внутреннее «Я»
Мне кажется, что единственное правило применения всех материалов для творчества – не давать ребенку шаблоны использования. По-моему скульптор Мухина сказала, что если вы покажете ребенку, как рисовать стоящую собаку, он никогда не нарисует сидящую (хотя, возможно, она говорила про лепку:)… не помню точно высказывание) Я бы показала лишь способы применения – и дала волю творчеству и фантазии.
Поэтому и шарики можно использовать как любой другой материал (пластилин, глину, бумагу и карандаши). Показать основной принцип – скручивания (в инструкции должно быть объяснение). Но не следовать той схеме, что они дальше предлагают – а вместе с малышом придумать, что хотелось бы «скрутить». А дальше все зависит от вас. С малышами можно просто пытаться скрутить знакомые объекты или просто возиться с шариками, развивая тактильные ощущения, мелкую моторику, наблюдательность и т.д. С детьми постарше – больше вариантов. Хотите узнать побольше о своем ребенке – пораспрашивайте его о «скрученном» персонаже: какой он по характеру, с кем дружит, что любит или не любит и т.д. Малыш будет говорить о себе:) Или, например, при страхах- скрутить из шариков то самое страшное пугающее чудище. А потом его можно лопать, а можно с ним разговаривать и выяснять зачем оно явилось;) Ну, и так далее. Как и с другими материалами. Думаю, много идей вы найдете у Юлии на блоге.
Возможно, Юлия также что-то добавит к этому вопросу
Спасибо за интересную и полезную статью! По поводу шаблонов я абсолютно согласна с Вами – ребенку нужно давать свободу творчества. И не говорить ему «солнышко желтое,а не красное, а вот тут нарисуй лучики и т.д.». Это верная гарантия того, что в конечном итоге интерес к рисованию у малыша пропадет.
Так что маме нужно направлять, но не давать указания, что и как делать ребенку.
Творчество способно лечить не только тело, но и душу. Арттерапия, конечно, помогает ребенку раскрыться, реализоваться, самоутвердиться. А это самое важное для его становления и формирования. Да просто творить приятно!