Вся правда о гиперактивном ребенке: что такое гипердинамический синдром и как он проявляется.
02 Ноя 2011, Автор: adminво-вторых, потому что по такому важному и объемному вопросу в выделяемые мне газетой 5000 знаков я никак не уложусь. Даже в 15 000, думаю не получится. А тут у меня никакой цензуры;)
Вопрос был про слишком активного малыша: как его корректировать и работать с ним. То есть сегодня мы поговорим про гиперактивных детей.
Слово это не сходит с уст родителей и воспитателей-учителей. И употребляется оно без разбору ко всем подряд: и тем, кто действительно им является, и просто к активным живчикам.
На мой взгляд, ничего сильно страшного или непоправимого не произойдет, если мама вздохнет по поводу своего активного ребенка: «Ох,уж эти гиперактивные дети!».
А вот противоположная ситуация - уже опасна. Если мама не знает про диагноз или не понимает, что он означает – очень тяжело придется и ребенку, и родителям. Много дров можно наломать.
А вообще гипердинамический синдром – это медицинский диагноз. И установить его сама мама не может… и соседка по лестничной клетке тоже… и психолог не может. Это прерогатива врача – невропатолога, невролога.
Жаль только, что редко какой врач понятно и доступно объясняет родителям, что означает этот диагноз. Нередко, просто оставляет в медицинской карте ребенка свои таинственные зашифрованные письмена и назначает процедуры.
А нам, обязательно надо разобраться в медицинской стороне вопроса. Это здорово поможет и в понимании проблемы ребенка, и в том, чтобы найти способы помочь ему… да и себе облегчить жизнь.
Итак, заглядываем в медицинскую карточку ребенка. Возможно, там вы найдете такие слова:
Энцефалопатия.
Диагноз ставится неврологом. В медицинской карте ребенка может также обозначаться как ПЭП, пренатальная энцефалопатия. Буквально означает – «повреждение мозга». Если ставится ребенку до года, значит, врач полагает, что у ребенка есть нарушения в работе центральной нервной системы. А они, скорее всего, вызваны травмой в период внутриутробного развития, во время родов или уже после рождения. Хотя врачу крайне редко удается с уверенностью сказать, что эта травма была получена тогда-то, там-то и из-за того-то. Чаще всего она остается неустановленной. Тяжесть этого повреждения мозга бывает разной. Максимально тяжелый случай – детский церебральный паралич (ДЦП). Более легкие случаи делятся на несколько групп:
- часть самостоятельно компенсируется (проходит) без какого-либо медицинского вмешательства;
- часть требует медицинского и физиотерапевтического лечения и к концу первого года жизни также компенсируется;
- у части детей легкие нарушения сохраняются. И тогда обычно к 5-6 годам невролог ставит еще один диагноз:
Минимальная мозговая дисфункция (обычно в медицинской карточке ребенка обозначается как ММД) Невролог поставит этот диагноз, если у ребенка есть проблемы в обучении или поведении, расстройства внимания, но нормальный интеллект. А наиболее часто встречающимся проявлением ММД и является –
Гипердинамический синдром (в медицинской карточке врач может написать гиперкинетический синдром, гиперкинетическое расстройство, синдром дефицита внимания) Обратите внимание, что диагноз ММД совсем не означает, что у ребенка есть гипердинамический синдром! Могут быть и другие проявления минимальной мозговой дисфункции.
Точные причины и происхождение синдрома пока не известны. Одни исследователи говорят, что синдром – последствие родовой травмы. Другие – что к этому еще плюсуется нарушение биохимического баланса в центральной нервной системе. Еще одни – что причиной является нарушение кровообращения мозга.
Каковы же признаки, симптомы гиперактивности?
Проявляется у детей в нарушении концентрации внимания и повышенной неструктурированной активности.
Что происходит с ребенком, у которого диагностирован гипердинамический синдром?
1. Мозг ребенка получил слабые повреждения, то есть часть клеток мозга попросту не функционирует.
2. Так как все мы помним, что нервные клетки не восстанавливаются – здоровые клетки сразу же берут на себя функции пострадавших. То есть сразу начинается процесс восстановления мозга.
3. И как результат – нервная система малыша работает с двойной нагрузкой: энергия тратится на процесс нормального возрастного развития + энергия на восстановительные процессы.
4. При возникновении стрессовых ситуаций или после болезни может наступать ухудшение неврологического состояния: усиливаются нарушения поведения и проблемы с обучением. Нервная система не справляется с возросшей нагрузкой – ей же нужно выделить дополнительную энергию.
5. В нервной системе существуют два основных процесса – торможения и возбуждения. При гипердинамическом синдроме поражаются структуры, обеспечивающие процесс торможения. Вот отсюда и возникают проблемы с концентрацией, произвольным вниманием и регулированием своей активности.
6. При благополучном развитии событий раньше или позже здоровые клетки «разберут» функции пораженных и все связи восстановятся. Обычно это происходит к 14-15 годам и подросток уже ничем не будет отличаться от своих здоровых сверстников.
Как часто встречается гипердинамический синдром?
С каждым годом все большему количеству детей ставится диагноз ММД (а мы помним, что гипердинамический синдром – это одно из проявлений минимальной мозговой дисфункции). Но не стоит поддаваться паническим высказываниям по поводу того, что неврологическое здоровье детей катастрофически ухудшается. Скорее, больше стали ставить такой диагноз потому, что методы диагностики улучшились. А процент гиперактивных детей остается примерно одним и тем же.
Кроме того школьные, да и детсадовские программы стремительно усложняются. Если в советской школе всех этих отвлекающихся и чересчур активных бы «тянули» до последнего и весь остальной класс бы подстраивался под отстающих и они были бы не так заметны. А к нынешнему стремительному темпу обучения гиперактивный ребенок просто не может приспособиться и его особенности ярко проявляются… и родителям часто предлагают подыскать другое учебное заведение… попроще…
По данным 10-летней давности, каждому 5-6 ребенку ставят этот диагноз. Девочкам гораздо реже: на 5-6 гипердинамических мальчишек всего одна девочка с подобным диагнозом. Наш слабый пол вообще гораздо устойчивее ко всяким неблагоприятным воздействиям среды, в том числе к травмам центральной нервной системы;)
Все, пока оставим медицину. Понаблюдаем за поведением. Каковы признаки гипердинамического ребенка?
Младенчество:
Чрезмерная и «бестолковая» подвижность:
- выпутывается из любых пеленок и одежды. Только упаковали, накрыли одеялом, вроде заснул. Через час нашли ребенка голого и довольного ногами на подушке, все «упаковка» – скомкана и валяется в стороне
- нельзя оставить не на минуту без присмотра. Только зазеваешься – ребенок извернулся и с глухим стуком упал с пеленального столика или дивана. Обычно все последствия ограничиваются громким и коротким воплем. …и т.д.и т.п.
Нарушения сна.
Достаточно часто (не всегда) у гиперактивных детей бывают различные нарушения сна. Может прокричать всю ночь без какого-либо видимой причины… или просто не спать ночью и проспать весь день… или спать не больше двух часов подряд, а в коротких промежутках бодрствования изводить родителей бешеной активностью… Часто трудно засыпают: трясет-трясет мама кроватку… только перестала – глаза открылись и все заново.
Интенсивное, но не направленное взаимодействие с игрушками и предметами
Внимание гиперактивного малыша очень легко привлечь, но очень сложно удержать. Обычно ребенок тратит некоторое время на изучение предмета, который оказался у него в руках. Гиперактивный же малыш хватает игрушку и сразу отбрасывает, хватает новую… а то и две… и также через несколько секунд выбрасывает.
Часто моторные навыки развиваются с опережением. Обычно гипердинамически дети раньше начинают держать головку, переворачиваться на животик, ползать, ходить. Именно они просовывают голову между прутьями кроватки, застревают в манежной сетке, запутываются в пододеяльниках и блестяще избавляются от одежды, на них надетой. После того, как ребенку открывается пространство пола – он начинает совмещать планомерный погром всего домашнего имущества с попытками нанесения себе телесных повреждений разной степени тяжести.
Ранний возраст и дошкольное детство.
Продолжение разрушительной деятельности
Лет до 2,5-3 гиперактивный ребенок продолжает славное дело, начатое в предыдущий возрастной период: переворачивает на себя кастрюли и тазы с кипятком… роняет елки, телевизоры… отрывает и обрушивает кухонный навесной шкаф, полный посуды… залезает на верхние полки шкафов за спрятанными от него ножами… или в бак с водой, стоящий на зажженной плите… постоянно совершает попытки зажечь газ на кухне, несмотря на строгий запрет это делать и так далее (это «подвиги» моей младшей сестры). Смыслом жизни родителей становится уберечь жизнь и здоровье ребенка, ну и, по возможности, семейное имущество. Действует, похоже, без перерыва, круглые сутки.
Попытки наказать или вразумить не действуют. Он прекрасно понимает речь. И с памятью все в порядке. Но мы же помним про поражение структур, ответственных за торможение в центральной нервной системе. Просто он не может удержаться, и со словами «Нельзя Ване в шкаф лазить! Нельзя вазочку брать! Разобьется!» лезет в этот самый шкаф за этой самой вазочкой. После свершившейся катастрофы ребенок абсолютно искренне расстроен и не понимает, как это получилось. «Я шел-шел мимо, а оно само упало…» «Даже не знаю, как это случилось…»
Продолжаются проблемы со сном. Опять же, не у всех. Например, вечером процедура укладывания может растянуться на долгие часы: попили, пописали, книжку почитали, погладили по головке –животику,…,…,…. А ребенок все равно не засыпает. И не укладывать тоже не получается. Ребенок будет хотеть спать – но сам не ляжет. Будет бродить, капризничать, маяться, хныкать… Или, бывает – просыпается ребенок посреди ночи – и не спит до утра. Засыпает опять часов в шесть. И так день за днем.
Нарушения развития речи. Довольно часто встречаются и могут быть различными. Кто-то начинает говорить позже. Некоторые вовремя, или даже раньше, но понять их речь просто невозможно. Они не произносят две трети звуков русского языка и запросто «собаку» заменяют на «ва»,а «самолет» на – «силт». Говорят на этом «птичьем» языке активно и много, можно сказать непрерывно. Для формирования нормальной речи требуется помощь логопеда.
Просто ходить не могут, только бегают. Во время разговора или размахивают руками, или переминаются с ноги на ногу, или подпрыгивают на месте.
Не учатся на ошибках.
Не только на чужих, но и на своих. Если вчера он залез на крышу сарая, провалился и намертво застрял между реек…а потом, после благополучного спасения, весь в слезах от пережитого страха, искренне и истово сказал: «Никогда-никогда больше не полезу!!!»… Что сделает он сегодня? Конечно, сразу как вышел на улицу – первым делом полезет на крышу.
Те дети, которые теряются.
В вокзальной толпе, в очереди, в театре или музее, в магазине… Обезумевшие после долгих поисков родители найдут его где-нибудь возле мусорного бачка или другого увлекательного места… он удивленно скажет «Я только отошел. А вы что, меня искали?» И родители могут начать злиться и раздражаться, сомневаться в умственных или эмоциональных возможностях ребенка. А он – как Аленушка из сказки. Только ее грибок за грибок в глубокий лес завели. А в нашем случае в качестве грибов будут выступать разные окружающие интересности, которым нет сил противиться… тянут и тянут за собой.
Не могут остановиться в эмоциональном возбуждении.
Если говорить об эмоциях, то можно сказать, что гиперактивные дети – не злы. Вообще, обычно родители говорят об их доброте и незлопамятности. Гиперактивный ребенок не помнит обид: вчерашний обидчик – сегодня лучший друг. То же самое относится и к ситуации, когда он вчера обидел кого-либо. На следующий день он уже все забыл, и искренне не поймет сохранившейся обиды у приятеля. Не способны вынашивать планов мести, не склонны рассчитывать и планировать агрессию в отношении кого-то. Но в процессе эмоционального возбуждения, драки и без того слабые процессы торможения отказывают совсем. И последствия могут быть очень тяжелыми. Могут быть безотчетно жестоки и неостановимы. Долго могут сносить поддевки или обиды, а потом – взрыв агрессии, в которой они себя совсем не контролируют. Впоследствии искренне раскаиваются и могут не помнить, как все получилось. «Я сам не знаю, как все так получилось, честно»
Чувства поверхностны, лишены глубины и объема.
Он не замечает болезни папы, маминой усталости или расстройства друга и продолжает резвиться, никак не меняя своего поведения. И это вовсе не от того, что он бесчувственный эгоист. Просто оценка чувств и состояния другого человека – это сложная аналитическая работа, требующая большого напряжения и концентрации внимания на этом самом человеке. А мы то с вами помним, что концентрация внимания – это то, что страдает прежде всего. Поэтому не стоит ждать чудес понимания, а надо просто сказать, что вы (или кто-то другой сейчас испытывает). Наш гиперактивный ребенок примет это сообщение, как факт. И, возможно, постарается каким-либо образом это учесть.
Школьный возраст
Вот когда начинаются настоящие проблемы и у ребенка и у семьи. Или чуть раньше – если есть подготовка к школе. Родителей это может сводить с ума, раздражать, злить и приводить в отчаяние… Они прекрасно знают, что если их ребенок захочет и сосредоточится на школьном задании – он прекрасно справится с любым из них. Умственные способности и сообразительность, обычно, у них, обычно, хорошие. А вот сосредоточится он абсолютно не может. Сели за уроки – через несколько минут он уже витает в облаках, по 10 минут поднимает упавшие ручки, смотрит в окно, просит пить, есть, в туалет, в дороге долго блуждает по квартире… В примерах решает все абсолютно правильно… за исключением одного… там были знаки сложения, а он везде сделал вычитание. Делание уроков может длиться долгими часами…
Да и для учителя наш гиперактивный ребенок – не подарок. Вертится, разговаривает, отвлекается сам и всех вокруг. И одного не посадишь – будет общаться с впереди или сзади сидящими, пускать записочки… ну, или займется какой-нибудь «противоправной» деятельностью в одиночестве. Спросишь его – а он витал в своих мыслях и ответить не может. Или, напротив, он будет прыгать с поднятой к небу рукой, выбегать в проход и кричать «Я! Я! Меня спросите!», или просто кричать ответ с места. А ответ чаще всего – неполный или неточный.
Из проблем с обучением, самое распространенная – проблемы с письмом. Строчки ползут то вверх, то вниз…в словах пропущены буквы, в предложениях – слова… знаки препинания стоят как заблагорассудится автору… ошибок так много и они такие «дичайшие», что слово даже узнать невозможно… В общем, вся та «красота», которая называется красивым словом «дисграфия» – нарушения письма.
Проблемы с чтением более редки и обычно бывают у детей, которым ранее ставили «задержку речевого развития». Могут быть разными: один читает быстро, но изменяет окончания у слов и «проглатывает» слова или целые предложения. Другой – читает правильно, но очень медленно, запинаясь на каждом слове. Третий – читает быстро и правильно все произносит, но абсолютно не понимает прочитанного и не может запомнить и рассказать.
Все остальные проблемы по всем другим предметам связаны прежде всего с тотальной невнимательностью. Его абсолютно не смутят полтора землекопа в ответе… или он решит правильно, но запишет неверный ответ и т.д.
Его тетради грязные, рваные, с ошибками, поправками, исправлениями и дырками на месте неудачных попыток это сделать.
Постоянно все теряет. А его портфель напоминает запасник музея редких и нужных вещей… взрослые называют его часто «помойкой».
На перемене пытается выплеснуть всю энергию и напоминает тайфун. Бестолковая, сумасшедшая беготня заканчивается, как правило, врезанием «под дых» директору или иному не менее ценному члену педагогического коллектива.
Участвует во всех стихийных шалостях и всегда попадается. И потому, что репутация такая… и потому, что хитрить, изворачиваться и предвидеть последствия не умеет.
Это описание – максимально выраженные проявления гиперактивности у ребенка. Все может более сглажено.
Основная опасность в том, что все вокруг уверены, что гиперактивный ребенок может решить все свои проблемы, если «возьмет себя в руки и соберется». А на самом деле получается все наоборот. Наше гиперактивное чадо пытается соответствовать ожиданиям и требованиям. Изо всех старается… у него не получается… из-за внешнего давления и переживания неудач усиливается нагрузка на нервную систему… под влиянием стресса неврологическое состояние ухудшается… поведение становится еще хуже…
Уфффф… Если вы еще со мной – значит эта тема вам действительна интересна. И тогда нам надо еще набраться сил и опять вернуться к медицинской стороне вопроса. Потому как, кроме проблем поведения, у наших гиперактивных детей обязательно «всплывают» 2-3 различных клинических симптома. Наиболее частые:
- заикание
-тики
-задержка развития речи
-нарушения сна
-головные боли
-аллергодерматоз (без связи с аллергеном)
-различные гиперкинезы (навязчивые движения, моторные стереотипы)
-энурез
-астматический бронхит
-различные нарушения осанки
- вегетативно-сосудистая дистония
И для того, чтобы подвести итоги и обобщить такую длинную статью - своего рода тест на выявление гипердинамического синдрома у ребенка. Отметьте пункты, где вы можете ответить «да» про своего ребенка:
1. Есть неврологические диагнозы (энцефалопатия, ММД, синдром внутричерепной гипертензии).
2. Наблюдается неконтролируемая моторная активность.
3. Очень слабая для его возраста концентрация внимания. Ребенок бросает одно и сразу начинает другое; его очень легко отвлечь, если он чем-то занят
3. Есть стойкие нарушения сна.
4.В истории развития ребенка есть или были логопедические проблемы, задержки или общее недоразвитие речи (даже если бесследно прошли)
5. Не может приспособиться к дисциплинарным требованиям детского учреждения.
6. Быстрая «захлебывающаяся» речь.
7. Стойкая неуспеваемость в школе, которую нельзя объяснить недостатком интеллекта (по одному или сразу по всем предметам).
8. Повышенный травматизм и «влипание» в неприятности и истории.
9. Есть один или несколько тиков или моторных стереотипов (упорно до «мяса» грызет ногти, обрывает заусенцы, подскакивает на месте, крутит головой, моргает, подкашливает, трет нос или глаза, дергает себя за волосы, крутит или мнет что-нибудь в пальцах и т.д.)
10. Ночной или дневной энурез.
11. Поверхностная, часто избыточная общительность. Не всегда чувствует социальные грани и дистанции. Для него все вокруг – «друзья», но строить глубокие дружеские отношения не умеет.
12. Предпочитает младших партнеров по играм (с ними у него к взаимному удовольствию есть возможность поиграть в подвижные игры, которых ему всегда так не хватает)
13. Ведет себя как ребенок младшего возраста.
14. Метеочувствительность. Состояние, настроение зависит от времени суток, года.
15. Даже при небольшом стрессе или напряжении может наступить срыв
Если «да» набралось более 5 – скорее всего, гипердинамический синдром имеется.
Что же делать с гиперактивным ребенком? Каковы рекомендации специалистов?
Об этом – в следующей статье, не пропустите!
А родителям, воспитателям и учителям гиперактивных детей просто НЕОБХОДИМО прочитать просто, понятно, интересно и профессионально написанную книгу Екатерины Мурашовой »Дети-»тюфяки» и дети-»катастрофы». Именно на материалах этой книги и основана статья. (кликните на изображение книги и вы перейдете на сайт интернет-магазина)
И очень жду ваших откликов!!! Очень важно понимать, важна ли и актуальна для вас тема. А также, насколько понятно написано и не слишком ли большой объем статьи? Как вам читается?
Замечательная статья!!!
Одна из самых грамотных, профессиональных и правильных!
Респект Автору!
Тема ЖИЗНЕННО важна и актуальна!
Все очень понятно написано
А для такой серьезной темы (для начального обсуждения) объем полильный любому взрослому человеку. Но необходимо еще больше информации по данному вопросу и очевидно цикл статей!
Светлана, спасибо, что подняли этот вопрос! Проблема гиперактивных детей затрагивается уже давно, но, к сожалению, многие родители считают, что все решится само собой. И они винят школу, «мучают» детей, предъявляя к ним завышенные требования. И не понимают родители, что в этой ситуации надо, прежде всего, лечить ребенка, помогать его нервной системе восстановиться.
Очень хотелось бы, чтобы родители услышали Вас и поняли! Желаю удачи!
Владимир, я вам очень благодарна за ваш комментарий! Всегда так важно получать обратную связь, а по этой статье – особенно! Вы очень поддержали меня в желании писать про эту тему. И следующую статью я посвящаю существующим методам лечения гипердинамического синдрома и тем рекомендациям, которые дают специалисты родителям гиперактивных детей:)
Татьяна, спасибо за ваш отклик! Вы удивительно точно подметили основную мою цель – быть услышанной. Очень хочу надеяться, что эта информация окажется полезным открытием для родителей гиперактивных детей. Ведь все «мучения» происходят не по злой воле родителей, а от банальной нехватки информации. К сожалению, врачи крайне редко объясняют родителям суть диагноза и особенности таких детей…
Вы совершенно правы, Светлана. Врачи очень редко объясняют родителям особенности таких детей и часто просто не обращают на это внимание. А проблемы ребенка растут, как снежный ком, потому что учиться ребенку становится все труднее и поведение оставляет желать лучшего. И очень часто родители просто не знают, что делать в таких случаях, как помочь ребенку. А кто-то просто не понимает серьезность проблемы и считает, что все пройдет само собой.
Моей дочери ставили такой диагноз еще когда ей было месяца два,сейчас ей девять лет,Ваша статья объяснила все и подтвердила уже мои мысли-ребенок оказыается ОБСАЛЮТНО здоров.Спасибо Вам огромное.
Света, все в точку! Мой Пашка таким был и, к сожалению, последствия мешают и во взрослой жизни. Мы ТААААК настрадались в школьные годы. И невозможно было учителям объяснить, что он НЕ не хочет, а НЕ МОЖЕТ с собой справиться. Школу вспоминаю, как страшный сон.
Очень жду Вашей следующей статьи. Мы поменяли трех неврологов, есть изменения в поведении сына в начале лечения, а через какое то время все возвращается на «круги своя». Боюсь закормить ребенка таблетками, постоянно выписывают. На следующий курс невролог сказала назначит Сонапакс, почитала анотацию и теперь переживаю стоит или не стоит ребенку давать этот преперат. Пошли в д/сад. В первые несколько дней воспитатель была «в шоке», по ее словам. Сейчас ситуация немного выправляется, по-тихоньку начинает привыкать к распорядку, прислушивается к воспитателю, но дома-это просто УРАГАН.
Елена, рада, что статья была полезной для вас.
Только уточню, что диагноз (гипердинамического синдром) могут поставить не раньше лет 5. Видимо, вы имели в виду, что в два месяца вашей дочке ставили энцефалопатию?
Возможно, ваша установка, что ребенок здоров, но имеет некоторые особенности (которые надо учитывать) является целительной для вашей дочки.
Ведь, несомненно, лекарственная терапия этого синдрома имеет ряд весьма существенных опасностей. Про них мы поговорим в следующей статье.
Лена, для большинства родителей гиперактивных детей (да и для них самих) школа становится таким сном.
Начальная школа у нас с моей младшей сестрой была просто кошмаром. Причем источником этого ужаса был скорее не наш ребенок, а классный руководитель. Но с переходом в среднее звено к адекватным учителям все стало налаживаться.
Но в твоем случае жизненно важно, что ты понимала сущность проблемы и была на стороне сына.
А ведь последствия во взрослой жизни могут быть гораздо более печальными.
Если родитель не понимает, и думает, что поведение ребенка – его злая воля, непослушание, дурной нрав и т.д? Он совсем остается без поддержки, со всех сторон только давят и навешивают ярлыки «плохого», «хулигана» и т.д.
Какая самооценка и ощущение себя формируются?
И для него одним из самых легких способов решения проблемы становится уход в деструктивное поведение. А его (активного, безрассудно отважного и не умеющего просчитывать последствия) уже с распростертыми объятиями ждут всяческие группировки и то, что называют «улица».
И эмоциональные связи с родителями могут оказаться полностью разрушенными…
Вот так все может быть грустно.
Хотя все равно, даже любящим, понимающим и терпеливым родителям приходится невероятно сложно, если они не находят грамотного, любящего свое дело и терпеливого учителя, понимающего особенности гиперактивных детей.
Ольга, в ближайшее время я опубликую следующую статью по этой теме.
Но все же очень рекомендую приобрести книжку Мурашовой. После вашего комментария я специально нашла ее в интернет-магазине и сделала ссылку на нее в конце статьи, посмотрите. Она даст вам гораздо больше очень важной информации. Я думаю, что ее можно предложить прочитать и воспитателю в садике. По вашим словам мне показалось, что она старается найти подход к вашему сыну. Ей книжка также будет очень полезна.
И радостно слышать, что сын потихоньку начинает привыкать к распорядку:) Терпения вам и удачи!
Светочка, с днем рождения!!!! Пусть твой сынок тебя радует и у тебя всегда все получается, как ты задумала! И пусть процветает такой нужный и полезный сайт!!! :-**
Большое спасибо за статью!!! Жду продолжения.
Лена, спасибо большое за поздравление и теплые слова!!!
Наталья, выложила на блог новую статью по этой теме Вся правда о гиперактивном ребенке(2): как лечить гипердинамический синдром.. Надеюсь, она также будет вам интересна:)
Нам ттт…такого диагноза никто не ставил. Но кое-что я замечаю за своим малышом (полтора года). Ну, во-первых он долгое время плохо спал ночью. Недавно перестала кормить его ночью грудью и он вроде стал спать лучше. Но засыпание стало очень длительным. Чтобы заснул я пока все равно еще кормлю грудью, но все равно засыпает где-то час и более.
В последнее время полюбил один мультик и вроде смотрит его долго, но при этом сидит очень мало, в основном стает и ходит кругами по залу. Я ему скажу сядь посмотри, он сядет на минуту-две и опять.
Также и с книгами. Читаю ему 3 минуты и он убегает.
С игрушками вроде не только манипулирует, может и с ложечки куклу покормить и убаюкать ее, строит башни из кубиков, пирамидки двух видов собирает. Но опять же долго не играет.
Но, я все равно думаю, что у меня просто очень активный ребенок. А к неврологу несколько раз обращались, ничего такого не говорила. Единственное, один раз выписала ноофен.
А статья ваша очень нужная. И поверьте кому надо прочитает и гораздо большую статью:) СПАСИБО ВАМ
morskaia, очень-очень важно знать, что статья была полезна для вас.
Что касается признаков гиперактивного ребенка – каждый из вышеперечисленных может быть по отдельности и у ребенка без этого диагноза. Это когда их много накапливается, больше пяти – это повод проконсультироваться с врачом.
Но, возможно, что-то из рекомендаций для гиперактивного ребенка может вам тоже показаться интересным и применимым к вашему малышу. Они вот тут
Нашему сыну 4 года, такого диагноза не было, но, прочитав статью, убедилась, что мы гиперактивны. Ребёнок очень умненький, по сравнению со сверстниками, понимать речи сына начали к двум годам. Вся проблема в неусидчивости и отсутствии концентрации внимания, он даже сказку слушать не умеет – не слышит о чем речь. Пытались учить буквы, через пару букв путается. Зато стихи учит лучше всех в группе. Сон вроде, нормализовался, но лечь спать – проблема. Когда смотрит мультики, ходит по комнате, залезает на диван, под диван, стол, стул, коляску братика, мнёт, что попадётся, ногами катает игрушки по полу и т.д. Буду внимательно читать о способах лечения)))