Кризис одного года. Зачем он нужен и как его пережить родителям.

24 Мар 2011, Автор: admin

«Нет, ты смотри! Ей еще года нет, а уже надо, чтобы было все так, как она хочет!»,- восхищенно и обреченно выдохнула мама одиннадцати месячной упрямицы, пытаясь отодрать ее от  перил лестницы. Но дочь вцепилась в перекладину мертвой хваткой и протестующе визжала. Она хотела ползти вниз и  не собиралась отказываться от этого намерения.

«И так каждый день по несколько раз! Я ей запрещаю подползать к лестнице – она же упасть может. А она только туда и лезет. Такая была спокойная милая девочка… А теперь-как подменили!»- перекричала она уже оторванную от перил и по этому поводу навзрыд плачущую дочь.

Знакомо ли вам это? Был спокойный и уступчивый малыш. А в возрасте около года  (плюс-минус пару месяцев) превратился в активного и своевольного упрямца, который будет добиваться того, чего он хочет любыми способами. Обычно – очень громкими и мокрыми.

Тогда поспешу обрадовать родителей, которые вместе со своими малышами как раз переживают это период слез и упрямства.

Первый повод порадоваться –  это то, что этот период пройдет. Сейчас малыш переживает кризис, то есть время перехода из периода младенчества в следующий этап – ранний возраст.  Родителям можно воспринимать это, как тренировку. Впереди еще кризисы трех лет, семи, а еще все знают про подростковый…

Второй – то, что этот взрыв своевольства свидетельствует о нормальном развитии малыша. Конечно, у кого- то этот период проходит попроще… у кого-то потяжелее.

Нередко в это время может казаться, что у ребенка происходит регресс, как бы обратное развитие. Он может потерять какие-то навыки, которые появились раньше. Да еще и могут появиться нарушения в уже сложившихся ритмах сна-бодрствования, и малыш спит гораздо меньше или больше привычного. Или в чувстве голода, и он больше просит есть или отказывается от еды. Да и вообще, общая плаксивость и обидчивость резко повышаются.

Так почему же все это происходит и для чего это нужно?

Все дело в том, что к концу первого года жизни ребенка ожидают невероятные открытия.

Вдруг обнаруживается, что он может самостоятельно передвигаться. И не только ползать, а ходить! Представляете, как меняется мир, когда ты первый раз смотришь на него с высоты собственного роста. И вообще, замечается столько всего интересного вокруг. И теперь наконец-то до всего этого можно попробовать долезть, в том числе и до всякого острого, колющего и поражающего электрическим током. Ребенок лезет, а родители запрещают.

Благодаря этому запрету, ребенок обнаруживает что у него есть свои собственные желания. Раньше он был эмоционально единым с мамой. И она все желания поесть-поспать-поменять в сухое удовлетворяла и даже не было возможности их, осознать. А тут вдруг стало понятно, что есть они. И они не всегда совпадают с желаниями взрослых. И его это сопротивление взрослых очень разочаровывает. И вот уже ребенок бросается на пол, заливаясь слезами и громкими криками привлекая внимание случайных прохожих… или просто домочадцев. Этот эмоциональный взрыв малыш контролировать не может, это состояние аффекта. И это  - норма для этого периода.

А что же он, как специально, лезет в самые опасные места и к самым опасным предметам? Вот, как к той самой лестнице из начала статьи.

Нет, сначала он лезет просто везде. Но вот с течением времени запретные места, действительно, становятся самыми желанными.  Мы сами их такими и делаем. Когда он подходит-подползает к тому самому запретному месту и мы запрещаем или просто уносим его оттуда. Именно эти места и предметы постепенно запоминаются и начинают всплывать у него в памяти как образы, на которых его потребности «осели и кристаллизовались». Эти, как говорят психологи «мотивирующие представления», а по-человечески «электрические провода, кактус на подоконнике или хвост кошки» для малыша становятся как звук волшебной свирели для крыс, или слово «сыр» для героя мультика «Чип и Дейл». То есть, как только вспомнилось о их существовании – так сразу туда неудержимо потянуло. И противиться этому невозможно.

Так что же со всем этим делать?

Самое общая рекомендация – понимать особенность этого периода и терпеливо ждать. Лично меня успокаивало понимание, что это превращение милого малыша в упрямого монстрика – временное.

А более детально:

1. Направить активность ребенка в безопасное и нужное нам русло. То есть выделить ему место в доме, где можно абсолютно все. Естественно, там должно быть полностью безопасно и много чего интересного.

2. Четко разделить пространство в доме на разрешенное и запрещенное.

3. Запретных мест или предметов должно быть немного: 2-3. Не стоит повторять героев анекдота, у которых первыми словами у сына были: «Мама, я знаю, меня зовут Нельзя!»

4. По возможности замените запрет отвлекающим маневром – попробуйте отвлечь юного исследователя другой интересной вещью.

5. Ну а если «мотивирующее представление» уже сформировалось – остается только учить ребенка правильно с нем обращаться. Например совместно с малышом исследовать устройство электрической мясорубки. Но так, чтобы у него создалось понимание, что это можно трогать только вместе со взрослыми.

А как кризис одного года прошел ваш малыш? Что изменилось в его поведении? Какие новые способы взаимодействия с ним вы для себя открыли? Что вам показалось наиболее интересным или поучительным?

А если вы еще не подписались на рассылку – обязательно загляните вот сюда!

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями
Давайте общаться!

Другие статьи по этой теме

OZON.ru

Отзывов (2) на «Кризис одного года. Зачем он нужен и как его пережить родителям.»

  1. колючка:

    здравствуйте, моей маляве уже больше двух лет. тоже чирикали на стенах, дверях, мебели. тоже запрещала, орала. не помогало. пока не сделала ей специальное место для художеств. теперь только иногда подходим к стенам.

  2. admin:

    Здравствуйте.
    Мне тоже нравится этот подход – не запрещать, а разрешать с ограничением:) Многие проблемы решает, созданные самими же родителями. А рисовать на стенах – это же жутко увлекательно. В ряде стран в детских учреждениях существует специальная комната, выложенная кафелем. Туда группу детей запускают – они все изрисовывают. Потом из брандспойта все смывают – и добро пожаловать новая группа:)

Ваш отзыв