Кризис одного года. Зачем он нужен и как его пережить родителям.
24 Мар 2011, Автор: admin«Нет, ты смотри! Ей еще года нет, а уже надо, чтобы было все так, как она хочет!»,- восхищенно и обреченно выдохнула мама одиннадцати месячной упрямицы, пытаясь отодрать ее от перил лестницы. Но дочь вцепилась в перекладину мертвой хваткой и протестующе визжала. Она хотела ползти вниз и не собиралась отказываться от этого намерения.
«И так каждый день по несколько раз! Я ей запрещаю подползать к лестнице – она же упасть может. А она только туда и лезет. Такая была спокойная милая девочка… А теперь-как подменили!»- перекричала она уже оторванную от перил и по этому поводу навзрыд плачущую дочь.
Знакомо ли вам это? Был спокойный и уступчивый малыш. А в возрасте около года (плюс-минус пару месяцев) превратился в активного и своевольного упрямца, который будет добиваться того, чего он хочет любыми способами. Обычно – очень громкими и мокрыми.
Тогда поспешу обрадовать родителей, которые вместе со своими малышами как раз переживают это период слез и упрямства.
Первый повод порадоваться – это то, что этот период пройдет. Сейчас малыш переживает кризис, то есть время перехода из периода младенчества в следующий этап – ранний возраст. Родителям можно воспринимать это, как тренировку. Впереди еще кризисы трех лет, семи, а еще все знают про подростковый…
Второй – то, что этот взрыв своевольства свидетельствует о нормальном развитии малыша. Конечно, у кого- то этот период проходит попроще… у кого-то потяжелее.
Нередко в это время может казаться, что у ребенка происходит регресс, как бы обратное развитие. Он может потерять какие-то навыки, которые появились раньше. Да еще и могут появиться нарушения в уже сложившихся ритмах сна-бодрствования, и малыш спит гораздо меньше или больше привычного. Или в чувстве голода, и он больше просит есть или отказывается от еды. Да и вообще, общая плаксивость и обидчивость резко повышаются.
Так почему же все это происходит и для чего это нужно?
Все дело в том, что к концу первого года жизни ребенка ожидают невероятные открытия.
Вдруг обнаруживается, что он может самостоятельно передвигаться. И не только ползать, а ходить! Представляете, как меняется мир, когда ты первый раз смотришь на него с высоты собственного роста. И вообще, замечается столько всего интересного вокруг. И теперь наконец-то до всего этого можно попробовать долезть, в том числе и до всякого острого, колющего и поражающего электрическим током. Ребенок лезет, а родители запрещают.
Благодаря этому запрету, ребенок обнаруживает что у него есть свои собственные желания. Раньше он был эмоционально единым с мамой. И она все желания поесть-поспать-поменять в сухое удовлетворяла и даже не было возможности их, осознать. А тут вдруг стало понятно, что есть они. И они не всегда совпадают с желаниями взрослых. И его это сопротивление взрослых очень разочаровывает. И вот уже ребенок бросается на пол, заливаясь слезами и громкими криками привлекая внимание случайных прохожих… или просто домочадцев. Этот эмоциональный взрыв малыш контролировать не может, это состояние аффекта. И это - норма для этого периода.
А что же он, как специально, лезет в самые опасные места и к самым опасным предметам? Вот, как к той самой лестнице из начала статьи.
Нет, сначала он лезет просто везде. Но вот с течением времени запретные места, действительно, становятся самыми желанными. Мы сами их такими и делаем. Когда он подходит-подползает к тому самому запретному месту и мы запрещаем или просто уносим его оттуда. Именно эти места и предметы постепенно запоминаются и начинают всплывать у него в памяти как образы, на которых его потребности «осели и кристаллизовались». Эти, как говорят психологи «мотивирующие представления», а по-человечески «электрические провода, кактус на подоконнике или хвост кошки» для малыша становятся как звук волшебной свирели для крыс, или слово «сыр» для героя мультика «Чип и Дейл». То есть, как только вспомнилось о их существовании – так сразу туда неудержимо потянуло. И противиться этому невозможно.
Так что же со всем этим делать?
Самое общая рекомендация – понимать особенность этого периода и терпеливо ждать. Лично меня успокаивало понимание, что это превращение милого малыша в упрямого монстрика – временное.
А более детально:
1. Направить активность ребенка в безопасное и нужное нам русло. То есть выделить ему место в доме, где можно абсолютно все. Естественно, там должно быть полностью безопасно и много чего интересного.
2. Четко разделить пространство в доме на разрешенное и запрещенное.
3. Запретных мест или предметов должно быть немного: 2-3. Не стоит повторять героев анекдота, у которых первыми словами у сына были: «Мама, я знаю, меня зовут Нельзя!»
4. По возможности замените запрет отвлекающим маневром – попробуйте отвлечь юного исследователя другой интересной вещью.
5. Ну а если «мотивирующее представление» уже сформировалось – остается только учить ребенка правильно с нем обращаться. Например совместно с малышом исследовать устройство электрической мясорубки. Но так, чтобы у него создалось понимание, что это можно трогать только вместе со взрослыми.
А как кризис одного года прошел ваш малыш? Что изменилось в его поведении? Какие новые способы взаимодействия с ним вы для себя открыли? Что вам показалось наиболее интересным или поучительным?
А если вы еще не подписались на рассылку – обязательно загляните вот сюда!
здравствуйте, моей маляве уже больше двух лет. тоже чирикали на стенах, дверях, мебели. тоже запрещала, орала. не помогало. пока не сделала ей специальное место для художеств. теперь только иногда подходим к стенам.
Здравствуйте.
Мне тоже нравится этот подход – не запрещать, а разрешать с ограничением:) Многие проблемы решает, созданные самими же родителями. А рисовать на стенах – это же жутко увлекательно. В ряде стран в детских учреждениях существует специальная комната, выложенная кафелем. Туда группу детей запускают – они все изрисовывают. Потом из брандспойта все смывают – и добро пожаловать новая группа:)