Пластилин для самых маленьких: знакомство, первые поделки и что делать, если ребенок отказывается лепить

19 Окт 2011, Автор: admin


Ваш ребенок с удовольствием начал свое общение с пластилином?

Мой сын с крайним подозрением отнесся к этой субстанции. Несмотря, на то, что я сама с удовольствием у него на глазах с пластилином возилась… и со всеми другими занятиями этого было достаточно, чтобы он ко мне присоединился. А когда пластилин сам пришел к нему «знакомиться» и потыкался в пальчик — ребенок с брезгливостью отдернул руку и ушел. Ну а к тесту даже близко подходить не стал… издалека посмотрел и отрицательно помотал головой.

Вот обидно, да? Ведь занятия с пластилином или другими подобными массами для малышей так полезны. Было бы жалко упускать эту возможность.

Пришлось применять военные хитрости и знакомить ребенка с пластилином постепенно. Эти приемы сработали и сейчас мы лепим понемножку каждый день. Сегодня поделюсь этими способами приобщения чада к пластилину. Кстати, они же могут быть и идеями первых поделок из пластилина с малышом.

Хотя сразу скажу, что многие детские специалисты рекомендуют начинать знакомство малыша с пластилином, тестом и прочими подобными материалами вовсе не с поделок. С чего конкретно? Обязательно расскажу.





Но с начала давайте определимся с самым главным — какого результата мы, родители, ожидаем от этих «пластилиновых» занятий с ребенком?

Чтобы он научился лепить, использовать пластилин в поделках?

Да, конечно, навыки полученные с тестом и пластилином ребенку пригодятся в будущем. Но не это главное.

Нам лучше ориентироваться только на один самый важный результат наших занятийчтобы ребенок получал удовольствие от возни с пластилином или тестом и у него сформировался устойчивый интерес к лепке.

КАКИЕ НАШИ УСТАНОВКИ НАМ В ЭТОМ ПОМОГУТ:

1. Делайте с ребенком то, что вам самим нравится.

Почем важно, чтобы оно нравилось малышу – понятно. Иначе он просто не будет этого делать. А вот почему так важно, чтобы занятие нравилось маме?

Ребенок воспринимает не занятие, а настрой мамы. Если она занимается лепкой только потому, что это «полезно» для ребенка — творчества не будет…  Мама будет стремиться сделать что-то конкретное, что она задумала… и закончить поскорее эту грязюку и тягомотину. И будет одергивать ребенка, если он будет делать что-то «не так». И все, что ему запомнится, что занятия лепкой – это когда мама сердится. И это ей не нравится.

Занятия с пластилином очень многообразны. Найдите то, что вам самим нравится.

2. Будет грязно.

В-принципе, как и в любом детском творчестве:) Поэтому ребенка одеваем в то, что не жалко (а в нашем жарком климате вообще легче просто раздеть:)) … место выбираем так, чтобы было легко потом вымыть… под рукой держим всяческие тряпочки и салфетки для ликвидации предвиденных и непредвиденных последствий

3. Будет скоротечно.

Ага, очень быстро обычно все заканчивается. С года до полутора лет ребенок может сосредоточиться только на 2-3 минуты. И все — «скульптора» надо нести отмывать, потому что он рвется к чему-нибудь новому. Поэтому лучше к этому заранее приготовиться и держать все под рукой: быстро достали — полепили — быстро вымыли/убрали — побежали другими важными делами заниматься. К трем годам постепенно способность к сосредоточению увеличится до 10-15 (или даже 20) минут.

3. Важен процесс, а не результат.

«Давай, Машенька, зайчика слепим… вот у него ушки…» А Маша — хрясь по зайчику… И это вполне закономерно. Во-первых, она знакомится со свойством нового вещества. А это отлично можно делать и разрушая. А во-вторых, лепить по замыслу ребенок до трех лет в принципе еще пока не способен. Такая возможность появится, когда созреет функция предвидения и планирования — в среднем, около 3 лет. То есть пока не он лепит, а у него что-то лепится… что — он еще сам пока не знает.  Ну, или рушится…

А в любом творчестве в любом возрасте вообще самое важное — получение удовольствия от процесса… а не ориентированность  на то, что все же в конце получится.

Поэтому абсолютно не важно, насколько эстетичным получится поделка из пластилина в итоге. Любым кривеньким и косеньким «произведением искусства» —

4. Восхищаемся и придаем  значимость.

И вообще очень бережно относимся к продуктам творчества ребенка. Как творением лучше восхититься — посмотрите вот тут. А придать значимость — это значит показать его папе, бабушке и другим не участвующим в процессе лепки:) Особенно с папами тут надо поработать — не все отцы способны вчувствоваться в наше с ребенком совместное творение. А их одобрение очень важно — оно дает малышу возможность понять что то, что он делает — важно и одобряемо.

5. Избегаем штампов

Если вы покажете ребенку, как лепить собаку стоящую — он никогда не слепит собаку сидящую. Эти слова скульптора Мухиной мне кажутся очень верными (фраза не дословна, передала лишь смысл:)

Знаете такие популярные готовые схемы: как слепить собаку, черепаху, корову и т.д? Мне кажется, их использовать нужно крайне осторожно. В нашем возрасте от года до трех — не применять уж точно. Малышам, которым важно одобрение мамы — возьмут ей предложенный способ и не попробуют по-своему. И в этом возрасте мы всячески поощряем самостоятельное творчество ребенка — пусть лепит так, как ему хочется. А если детей несколько — по завершению подчеркнуть, как у всех по разному все получилось. И как это здорово.

Да и в более поздних возрастах, используя такие готовые схемы, мне кажется важным обязательно побуждать ребенка на их основе фантазировать, переделывать, пробовать по другому… по своему.

Так с ЧЕГО ЖЕ НАЧАТЬ ЗНАКОМСТВО МАЛЫША С ПЛАСТИЛИНОМ:

1. Подготовим материал — кусок пластилина или теста должен быть большим, не умещающимся в ладошку ребенка. Если используем пластилин — его нужно сильно разогреть (у батарее, на водяной бане…), чтобы он был ОЧЕНЬ мягким.

2. Можно к каждой нашей манипуляции с пластилином или тестом найти короткое легко произносимое звуковое обозначение. И использовать его всегда при определенном действии. Это будет звуковой опорой для малыша. Например, вы можете использовать те звуки, которые я указала в скобках к каждому из них.

— мнем в ладошках и отрываем большие куски («рвем»);

— стучим кулаком («тук» или «шлеп») и хлопаем ладошкой («хлоп);

— тыкаем пальцем («тык») и любуемся получившимся дырками. Потом тыкаем палочками, карандашами-ручками и прочим  и тоже любуемся;

— полюбовавшись на дырки — вставляем в них фасолины-макаронины-камешки-крупы и тому подобное (тоже «тык»);

— отщипываем уже не большие куски, а поменьше («щип»);

— расплющиваем маленькие кусочки в блинчики («плющим-плющим-плющим»);

— размазываем кусочки по твердой основе («мажь»);

— отрываем маленькие комочки и сплющиваем между ладошками, катаем палочки (конфетки, сосиски и т.п.)

Ну а что же делать,если малыш не соглашается делать все эти крайне увлекательные вещи, НЕ ХОЧЕТ ЗНАКОМИТЬСЯ С ПЛАСТИЛИНОМ таким образом?

Пойдем в обход. Можно попробовать привлечь его к занятиям с пластилином постепенно и для него самого незаметно. Для этого используем интересные картинки, а также материалы, уже хорошо знакомые малышу.

Мы с ребенком во время недавней болезни лепили много, тогда у меня и возникла идея этой статьи. Поэтому для иллюстраций буду использовать фото наших поделок из пластилина:

1. Пластилиновые истории. Этот прием сработал в нашем случае. Я слепила петушка, и наотщипывала пластилина — зернышек. Показала, как петушок «клюет» и зернышки прилипают к его клюву. Сын не удержался от возможности покормить птичку. Позже я побудила его собрать налипшие зернышки — вот уже и комочек пластилина в его руке. Потом он уже сам начал отщипывать маленькие «зернышки» от пластилина. Кстати, этот, так называемый «пинцентный захват» требует согласованной работы большого и указательного пальцев. По нему можно проверить силу рук ребенка. Полезно в нем тренироваться. Вот фото петуха из пластилина

Позже  я делала только туловище с головой, а все клюв, бородку, хвост и крылья он сам налеплял. Ну, и сказка, может продолжаться… появится домик… яблоня, на которую надо прилепить яблоки, солнышко на нитке может опускаться и подниматься. Да и главный герой может быть не петушком, а собакой. А кормиться он будет сосисками…. Малыш сможет лепить колбаски для постройки домика, шарики для солнышка и т.д.

2. Пластилин на картоне или бумаге. Используем как основу картон или бумагу. Пластилин используем лишь как один из элементов наравне с другими материалами: крупой, макаронами, камушками, ракушками, ватными дисками…

У меня сын помешан на машинах — поэтому у него на рисунке грузовик.

Колеса и песок в кузове — пластилиновые (песок размазывать я ему помогала). Вместо ракушек можно было бы использовать любой материал, но ему захотелось так… Естественно, чем мельче втыкаемое — тем ребенку сложнее.

(У меня на фото рисунок в файле потому, что пластилин у нас тут не похож на наш, привычный, российский. Очень мягкий, даже разогревать для работы не надо. Но на бумагу не лепится, а на файл — легко.)

Отталкивайтесь от интересов ребенка. А сюжетов  — море. Пластилиновые яблоки на нарисованной яблоне… у черепашки панцирь из пластилина, а на нем узор из риса и фасоли, подсолнух с пластилиновой серединкой, которая выложена семечками, божьи коровки и т.д. и т.п.

Можно делать смешные рожицы — на картон прилепляем лицо из пластилина, все остальное- как придумается. Для них можно использовать готовые глазки, которые предназначены для приклеивания на ткань.

Отличные пейзажи таким образом получаются. Особенно меня вдохновляют дожди из вермишели. И картины подводного мира, и просто узоры из круп на приклепленных к картону пластилиновых полосках…

Или можно взять обыкновенную детскую раскраску с крупными деталями и «расскрасить» ее пластилином — маленькие кусочки прилепливаем и слегка размазываем.

А «блинчики» — отличный материал для аппликации. Или выкладываем уже готовые, или расплющиваем комочки сразу на положенном ему месте. Кроме этого, их можно размазывать — нажимаем на серединку и ведем палец в сторону. Так получаются цветы… или звезды… или что вы в этом сами увидите:) Например, как наша поделка из пластилина на фото

3. Пластилин и все материалы, как в предыдущем пункте, только не используем бумажную основу. Втыкаем все в тесто или пластилин.

Например, таким образом у нас получается очень известная поделка из пластилина для малышей — ежик:

Или используем пластилин как основу — раскатываем его в тонкий лист и ставим отпечатки различными предметами  или выкладываем узоры. Или совмещаем и то, и другое.

4. Обмазываем пластилином какую-либо основу: крышечки, бутылочки… И  украшаем.

Пример — черепашка из крышечки

Лепить таким образом можно что угодно. Например, гриб, у которого шляпка — обмазанная крышечка, а ножка из пластилина и т.д.

Можно обмазать пластилином или тестом баночку и украсить ее по своему вкусу, например, макаронами… или вам больше пшено нравится?

5. Используем вырезанные шаблоны. Например, вот так:

Точки на грибе, крылышках божьей коровки и серединка цветка — пластилиновые.

Малыша может очень заинтриговать, как рисунок вдруг появляется у него на глазах. Удобнее использовать лист, сложенный книжечкой напополам: нижний разворот закрашиваем, в верхнем листе прорезаем рисунок.

Уф… На сегодня-все про пластилин для самых маленьких. А какие у вас есть идеи по пластилиновому творчеству? Как и что лепите вы?

А вот что касается развития ребенка с помощью рисования — огромное количество идей для совместного с ребенком творчества можно найти в курсе «Нетрадиционные методы рисования» Ирины Колобовой. Это просто копилка идей, как увлечь ребенка этим видом творчества. Нам с сыном нравится:) Ему нравится рисовать, а мне и рисовать… и то, что ему нравится;) Загляните сюда и посмотрите сами. А вот тут еще несколько бесплатных уроков в нетрадиционной технике рисования.

А еще очень здорово творить и фантазировать под красивую классическую музыку:) Например, такую:

Было ли вам интересно и полезно читать эту статью? Ну, а если не хотите пропустить следующих — вам сюда:)



Другие статьи по этой теме

OZON.ru

Отзывов (19) на «Пластилин для самых маленьких: знакомство, первые поделки и что делать, если ребенок отказывается лепить»

  1. Просто изумительная статья! Спасибо, почерпнула множество идей для занятий пластилином! Супер! :)

  2. admin:

    Nataliza, очень рада, что нашли здесь для себя новые идеи!

  3. Замечательная статья! Просто супер!
    Столько идей и так хорошо рассказано о том, как завлечь малыша, что я сама захотела взять в руки пластелин))) (при том, что я его с детства терпеть не могу).
    Решено: сегодня попробуем «лепить» — нам только годик, так что «налепим» мы много))).
    Кстати, хорошо, что Вы отдельно оговорили, что кроха не будет долго заниматься, многие мамочки к этому не готовы… Сама такая была с первым ребенком… Стыдно вспомнить)))

  4. admin:

    Наталия, как полепили?)
    Рада появлению у вас пластилиновой увлеченности)))) Я вот сама обожаю с ним возиться) По моему, даже больше, чем сын)
    А по поводу скоротечности… когда мы только начали занятия — я знала, что малыш не сможет долго концентрироваться… но и то была слегка разочарована, как быстро все закончилось.Так что лучше к этому подготовиться)))

  5. Нагрели мы зелененького на крышке чайника (как раз чай пили со старшей) и вложили в ручку скульптору))). Юный творец сделал несколько сжимающих движений, с недоумением рассмотрел незнакомую ему доселе зеленую субстанцию и выбросил))).
    Но знакомство все-таки состоялось! Будем продолжать, самой интересно стало))).

  6. admin:

    Ура! Несколько сжимающих движений — это же ура! ))) Поздравляем вас со свершившимся знакомством))) И творческих успехов)))

  7. Сделав несколько попыток лепить из пластилина, решила заменить его на соленое тесто. Исчезла моя нервозность, что малыш съест пластилин и мы начали лепить.

  8. admin:

    Да, тут выбор за родителями и малышом. На начальном этапе, с тестом спокойнее:) А спокойствие мамы — залог успеха в лепке;) И все вышеописанные манипуляции можно делать как с тестом, так и пластилином. Это у нас с тестом как-то не очень заладилось.

  9. Спасибо за идеи. Статья хорошая. Моей дочке 2 года и 4 мес. С пластилином поступает чаще именно как «разрушитель». Размазывать ей пока не очень понравилось, но всё это «процесс» развития и познания. Ваши примеры вдохновили на другие пластилиновые занятия с ней. Хочу отметить, что тугость нашего пластилина существенно мешает. Пока разминаю пластилин, дочке уже хочется заняться чем-то другим.

  10. мне понравилось круто

  11. admin:

    Оксана, рада что примеры вдохновили на пластилиновые поделки:)))
    А что касается тугости пластилина — может, вам попробовать с тестом? У него совершенно иная консистенция: мягкая, податливая. А уж когда оно только сделано и еще теплое — вообще чудо какое приятное на ощупь. Может, дочке понравится?;)
    Если все же пластилин — его лучше тогда разогреть на чем-нибудь предварительно (батарее, водяной бане). Потому как в этом возрасте наши детки не способны ждать, пока мы пластилин разомнем, подготовимся. В этом случае они неминуемо теряют интерес. Все должно быть сразу и незамедлительно:)

    Аня :)

  12. Лена:

    А что бы вы посоветовали насчет организации рабочего места?

  13. admin:

    Лена, спасибо за вопрос:)

    На мой взгляд, идеальное рабочее место — это то, которое удобно и маме и маленькому скульптору. Когда малышу удобно там лепить, а потом совместно с мамой с легкостью ликвидировать последствия творческого процесса.
    Маленьких детей совсем не нужно усаживать за стол. Конечно, за исключением тех случаев, когда чаду нравится лепить именно там:) Замечательно можно лепить и сидя на полу… или стоя… для совсем маленьких — в детском стульчике для кормления:)

    Возможно, вам понравится идея разделения квартиры на зоны: игровую, творческую, физкультурную и т.д.
    В этом случае вы можете определить, где в квартире вам было бы удобно заниматься лепкой, а потом легко все отмыть (достаточно многие выделяют кусочек кухни для этой цели). Оборудовать все так, чтобы было под рукой. И всегда заниматься именно там.
    Этими занятиями можно приучать ребенка к определенному порядку. Например, все материалы для лепки будут храниться всегда в одних и тех же местах (на коробки или иные емкости можно наклеить бумажки с названием содержимого). А после занятия обязательно нужно соблюсти ритуал уборки и возвращения всего на свои места. Сначала совместно с мамой, а потом ребенок сможет сделать это самостоятельно.

    Лена, насколько исчерпывающе прозвучал для вас мой ответ? Ответила я вам на вопрос?

  14. Отличная статья!!!Мы тоже очень любим играть и лепить мы ещё пока маленькие поэтому ,больше с тестом думаю ,что он является более пластичный материалом . Мне самой очень нравиться мять в руках его:) . А самое главное ,что кроха очень доволен и ему это в радость)))спасибо за интересную познавательную статью!!!

  15. admin:

    Татьяна, а уж если тесто только приготовленное и еще теплое — такое удовольствие запустить в него руки!)))
    Очень рада, что вам понравилась статья) Радостной и приятной вам лепки!

  16. Здорово!! Отличная статья!!! Мне она в ближайшем будущем очень пригодиться)) спасибо!

  17. Елена:

    Добрый день! очень хорошая статья! у нас были попытки заниматься с пластилином, но увы не удачные. Теперь будем пробовать ваши методики. Правда тесто хочу заменить марципаном

  18. Ле:

    Приветствую. Там где «Бесплатные уроки рисования — 1 и 3 не скачиваются».
    У нас небольшая проблема с пластилином. Дочка не может из него делать элементарные фигуры — шар, кобаску и т.д. Не получается.

  19. Елена:

    Я мама двоих дочек, но статью читала, как-будто у меня вообще детей нет))) я как-то пластелин обошла вниманием. Огромное спасибо за такую полезную статью!! обязательно будем пользоваться!

Ваш отзыв